Под крылом у цирка. Какой теперь будет Блокадная подстанция?

Под крылом у цирка. Какой теперь будет Блокадная подстанция?

Фото: © fontanka3.ru

912
Чиновники, судя по всему, определились с судьбой знаменитого здания Блокадной подстанции на Набережной реки Фонтанки, 3а — сегодня стало известно, что в помещении площадью более трёх тысяч квадратных метров планируется создать музей циркового искусства, а само здание — отдать цирку на Фонтанке, который располагается по соседству. В самом цирке обещают, что, несмотря на планы, сохранят в здании память о блокадных днях. Градозащитники, в ходе долгих разбирательств с властью и бизнес-структурами уже защитившие памятник от сноса, пока воспринимают инициативу осторожно. В великой истории и непростой судьбе Блокадной подстанции в наши дни разбирался Лайф.

8 декабря 1941 года регулярное трамвайное движение в осаждённом городе замерло. Изредка в течение месяца давали знать о себе ещё отдельные вагоны, двигавшиеся по улицам. Холода крепли, электроэнергии не хватало, а к январю её подача прекратилась вовсе. В самый разгар суровой зимы 1941—1942 годов движение электротранспорта в блокадном Ленинграде прекратилось полностью. 52 поезда так и остались на улицах на всю зиму. Город замер. В распорядок дня ленинградцам, и так испытывавшим немалые лишения, пришлось добавить два-три часа трудовых затрат сверху к остальным — на пешую прогулку до работы и обратно.

Когда остановка трамвайного движения добавила к обычной ежедневной трудовой нагрузке ещё два-три часа пешеходного марша от места жительства к месту работы и обратно, это обусловливало дополнительное расходование калорий. Очень часто люди умирали от внезапной остановки сердца, потери сознания и замерзания в пути
Д.С. Лихачёв

На восстановление трамвайного движения город бросил все силы: своего часа ждала почти половина всей эксплуатируемой в то время контактной сети — примерно 150 километров.

И вот наконец 8 марта 1942 года с ГЭС "Красный Октябрь" стало поступать долгожданное напряжение. Подстанция № 11, наряду с 15-й и 20-й, дала ток в сеть, обеспечив движение в центре осаждённого города и на Выборгской стороне грузового, а впоследствии и регулярного пассажирского трамвая.

По расчищенному Невскому проспекту пошёл первый вагон трамвая. Люди бросили работу, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слёзы, которые набегали на глаза. Но это были слёзы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слёз
Николай Тихонов, "Ленинградские рассказы"

Помимо обычных пассажирских трамваев по городу пошли санитарные трамвайные поезда. На трамвай тогда легли все заботы по обеспечению разных районов осаждённого города всем необходимым. Грузовой электротранспорт доставлял предназначенное для эвакуации оборудование к станциям железных дорог, трамваи возили сырье и топливо для заводов и фабрик, песок и даже продукты.

Сегодня о подвиге трамвайщиков напоминает скромная мемориальная табличка на стене той самой 11-й подстанции, за которой уже позже закрепилось название Блокадная. Скромное на вид здание, отстроенное в 30-х годах прошлого века в приёмах конструктивизма, вот уже более семи лет является камнем преткновения между чиновниками, представителями общественности и бизнес-структурами.

Ещё несколько лет назад на престижном теперь месте по адресу Набережная реки Фонтанки, 3а собирались построить отель, а саму подстанцию снести.

Апарт-отель против "Стены памяти"

Решение о реконструкции здания блокадной подстанции под гостиницу компанией ООО "Ройял гарденс отель" было принято правительством Петербурга в 2009 году. Согласно инвестконтракту, компания должна была перечислить в бюджет города 15,5 млн рублей и перебазировать подстанцию. Первоначально работы планировалось завершить до 30 апреля 2013 года. Тогда же компанией "Арт-деко" была проведена историко-культурная экспертиза здания, которая признавала его не имеющим ценности. Помимо всего прочего, здание было признано аварийным (с 60%-м износом конструкций). Спустя пять лет — в 2014 году — эта информация была опровергнута на совещании у вице-губернатора Петербурга.Новость о появлении отеля на месте блокадной подстанции в штыки восприняли блокадники и многие жители города. Активисты предложили свой, альтернативный проект реконструкции здания. На этом месте они предлагали создать мемориал "Стена памяти", таким образом полностью закрепив за адресом его историческую составляющую. Параллельно активисты добивались исторического в прямом и переносном смысле решения — признать подстанцию памятником регионального значения.В итоге история растянулась на годы. ООО "Ройял гарденс отель" приобрела "Группа ЛСР", вместо предполагаемого проекта реконструкции появился проект сноса подстанции и строительства апарт-отеля. Казалось, что дело разрешится уже в 2014-м. Именно к этому времени "Группа ЛСР" получила все согласования для сноса подстанции, вплоть до разрешения на установку забора. Градозащитники пошли в атаку и подали в КГИОП экспертизу о признании здания памятником регионального значения. И в итоге отстояли подстанцию.

В марте 2016 года Центральную тяговую подстанцию на Фонтанке официально признали памятником истории и культуры. Распоряжение подписал председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. В ЛСР, в свою очередь, заявили, что компания собирается потребовать от городских властей компенсацию за вложенные в проект средства. Речь шла о сумме около 400 млн рублей, сообщал ранее первый замгендиректора холдинга Александр Вахмистров (бывший вице-губернатор Петербурга). По его словам, эти деньги были потрачены на кабельные сети.

Вахмистров просил внести в городской бюджет поправки для компенсации затрат. А владелец ЛСР Андрей Молчанов в интервью изданию "Ведомости" называл ситуацию с подстанцией "примером вымогательства".

— Если бы там было что-то историческое, я бы первым встал на защиту. А это одна из подстанций, которая к тому же была перестроена в 60-е. Там ничего от прежней подстанции, кроме стены из силикатного кирпича, не осталось, — сказал тогда Молчанов.

На минувшей неделе стало известно, что власти всё же выплатят девелоперу около 430 млн рублей в качестве компенсации за несостоявшийся проект. Как рассказал "Ведомостям" представитель Комитета по транспорту, уже согласованы две суммы — 313,5 млн и 116 млн руб. Расчёт с ЛСР будет производить ГУП "Горэлектротранс", добавил представитель комитета.

Хороший компромисс или повод бороться дальше?

Решение о судьбе подстанции зависло ещё на какое-то время и в итоге сегодня, 30 ноября, стало известно о передаче Блокадной подстанции цирку на Фонтанке. Как сообщил председатель Городского комитета по культуре Константин Сухенко, после осмотра подстанции руководители других учреждений культуры от него отказались. В цирке, в свою очередь, отметили, что давно боролись за учреждение, с которым имеют общий двор.

— Она (подстанция. — Прим. ред.) нам необходима, именно поэтому мы обращались к руководству города, чтобы они рассмотрели возможность передать её нам. Самое главное, что у нас есть общий двор с подстанцией, если бы она перешла кому-нибудь другому, то мы бы просто были заблокированы с точки зрения погрузки с заднего двора. Это бы парализовало нашу работу, — рассказал директор цирка Михаил Смородкин в комментарии Лайфу, добавив, что после реконструкции на площади в 3 тысячи квадратных метров "может расположиться прекрасный музей циркового искусства".Однако общественность восприняла известие неоднозначно: по мнению пользователей соцсетей и некоторых активистов, такая реорганизация как минимум неуместна и на блокадной подстанции лучше всего организовать именно музей, посвящённый Петербургу военных лет.

К слову, соответствующие идеи высказывались неоднократно и уже были оформлены даже в депутатском запросе. Ранее парламентарий Алексей Ковалёв обратился к вице-губернатору Владимиру Кириллову с просьбой передать здание подстанции Музею обороны Ленинграда либо организовать там отдельный музей, посвящённый блокадной трагедии. Впрочем, тогда же стало известно, что Музей обороны хотя и не отказывался от новых площадей, но и не стремился получить именно подстанцию. В итоге права на здание, как подтвердил сегодня Сухенко, не стали заявлять и другие учреждения культуры города.

С осторожностью перспективу передачи цирку оценивают пока и в градозащитном движении "Живой город".

— Я пока осторожно отношусь к этой новости, потому что всё ещё зависит от того, какой инвест-договор будет заключён, какие обязательства будут цирку предписаны. Мы в ноябре проводили круглый стол, и руководство цирка говорило, что там будут созданы некие мемориальные зоны, будет говориться о блокадной роли этой подстанции, истории восстановления трамвайного движения, будет сказано о роли трамвайного движения в блокадном городе. Конечно, нам важно, чтобы эти предварительные договорённости, обещания перешли в проект, который будет создан и впоследствии реализован, — рассказала Лайфу координатор движения Юлия Минутина, при этом подчёркивая, что при соблюдении всех этих условий решение выглядит в целом победой градозащитников.Директор цирка Михаил Смородкин, в свою очередь, заявляет, что производить какие-либо изменения на подстанции руководство цирка имеет право только при соблюдении требований Комитета охраны памятников.

— Ещё я был на встрече с общественными градозащитными организациями. Договорились, что часть помещений будет использована для проведения памятных выставок, посвящённых именно работе сотрудников Горэлектротранса в дни блокады, — добавляет он.

В цирке обещают, что будут прислушиваться к мнению градозащитников, активисты и дальше намерены держать судьбу подстанции под контролем. В любом случае музей, об организации которого было заявлено сегодня, может появиться на территории подстанции не раньше, чем через год, — только после ремонта здания. На реставрацию цирк обещает потратить собственные средства.

Комментарии: 
  • Популярные
  • По времени
Публикации
не найдены
Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(
Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!
как отключить
×