Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
11 января 2017, 16:20

Исаакий и другие. О чём ещё спорили общественность и РПЦ в 2016 году?

Лайф собрал мнения и доводы сторонников и противников передачи здания Исаакиевского собора церкви и вспомнил другие случаи, когда передача культурных объектов в ведение РПЦ также вызвала широкое обсуждение.

Фото: © flickr.com / Panoramas

Фото: © flickr.com / Panoramas

Начавшийся 2017 год, по всей видимости, поставил точку в давно идущих спорах вокруг передачи Исаакиевского собора в пользование Русской православной церкви. Накануне губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, заявил, что "вопрос решён", отметив при этом, что у собора останутся и музейные функции. Впрочем, несмотря на официальное подтверждение уже давно ходивших слухов, противостояние только набирает силу. Петиция противников передачи одного из красивейших памятников Петербурга всего за одну прошедшую ночь собрала более двух тысяч подписей — в настоящий момент уже более 100 тысяч человек просят остановить процесс передачи собора в ведение РПЦ. А директор музея-памятника "Исаакиевский собор" Николай Буров и вовсе заявляет, что передать собор РПЦ до конца этого года невозможно технически.

Исаакий — музей или прежде всего храм?

Споры вокруг Исаакиевского собора начались ещё летом 2015 года — именно тогда Санкт-Петербургская епархия РПЦ и обратилась к правительству города с просьбой передать ей здание одного из красивейших соборов Петербурга. Моментально на эту новость отреагировали в Сети: на change.org появилась петиция, авторы которой решили вступить в борьбу за сохранение существующего статуса музея. В качестве причин указывались прежде всего популярность объекта среди туристов, а также то, что РПЦ не сможет исполнять обязательства по сохранению памятников архитектуры.

Уже в сентябре противники передачи собора церкви праздновали первую победу: тогда правительство Петербурга приняло решение сохранить текущий статус Исаакиевского собора и оставить здание в оперативном управлении СПБ ГБУК "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор".Однако с началом нового года (2016-го), о, казалось бы, уже решённом вопросе снова вспомнили на первых полосах петербургских изданий. В марте православные активисты заявили о намерении обжаловать в суде отказ Смольного передать Исаакий в безвозмездное пользование РПЦ. В частности, об этом 21 марта заявил руководитель фонда возрождения христианских ценностей "Священная лига святого Георгия" Сергей Егоров. Он сообщил также, что планирует начать сбор подписей за передачу Исаакия церкви. Споры не утихали весь 2016 год и под конец ознаменовались новым поворотом — в Смольном заговорили, что власти уже готовят передачу собора в ведение РПЦ.

Слухи заставили противников передачи собора церкви обновить петицию. "Худшие наши опасения подтверждаются. Появилась информация, что глава Правительства РФ Д.А. Медведев уже подписал распоряжение о передаче. Пока официального подтверждения ещё нет", — такой апдейт её авторы разместили сразу после новогодних праздников. С разъяснением ситуации к губернатору города Георгию Полтавченко обратился и депутат петербургского ЗакСа Максим Резник. В обращении парламентарий попросил "принимать решение по передаче Исаакиевского собора в ведение РПЦ только после обсуждения данного вопроса в Законодательном собрании Санкт-Петербурга".

Однако уже 10 января Полтавченко развеял слухи, заявив, что решение о передаче собора уже есть. Он также отметил, что по договорённости с патриархом собор сохранит музейно-просветительскую функцию.По словам главы отдела по взаимоотношениям церкви и общества Петербургской епархии Александра Пелина, решение о передаче церкви Исаакиевского собора является возвращением к историческим корням.

— Губернатор даёт ясный посыл всем жителям, что тема социальной справедливости является самой главной, — заявил он Лайфу.

В Союзе музеев России при этом отмечают, что с передачей церкви Исаакиевский собор, скорее всего, утратит многие светские направления и программы, наработанные годами.

— Как решит церковь, каким образом они будут продолжать работу, я не могу прогнозировать, — отметил в беседе с Лайфом исполнительный директор Союза музеев России Борис Аракчеев. — Музея с такой уникальной формой работы я в Европе лично не знаю. У них был накоплен колоссальный опыт. За время существования Советского Союза и уже в постсоветское время это был достаточно успешный музей с интересными программами. Теперь он уничтожен будет, естественно, потому что церковь вряд ли станет развивать музей в том направлении, в котором развивался светский музей. Но а что будет — мы с вами посмотрим.

Такого же мнения придерживаются и в Минкульте, где уже заявили, что в новом качестве Исаакиевский собор, скорее всего, частично утратит свои прежние музейные функции.

— Совместное использование музея и действующего храма сопряжено с целым рядом сложностей, в том числе с кардинальным различием предметов реализации музейных и религиозных функций. В настоящее время в музеях, функционирующих по подобной схеме (например, на территории Соловецкого архипелага или Троице-Сергиевой лавры), существуют специальные условия посещения, создающиеся на уровне соглашений между музеем и епархией, — отметили в пресс-службе ведомства.

Председатель экспертного совета Русской православной церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член патриаршего совета по культуре Леонид Калинин в свою очередь заявил, что после передачи церкви музей не будет ущемлён.— Я уверен в том, что поменяются только акценты местами. Если сейчас это прежде всего музей, а потом храм, то будет сначала храм, а уже потом музей, — говорит член патриаршего совета по культуре. — Я думаю, что передача церкви ещё более обогатит возможности показа этой святыни, уникального памятника архитектуры, памятника ЮНЕСКО — и верующим людям, и неверующим людям, и иностранным туристам.

Впрочем, сам директор музея-заповедника Николай Буров считает, что передать Исаакий РПЦ до конца 2017 года невозможно чисто технически: работникам собора ещё предстоит делегировать кому-то ответственность за предметы государственного музейного фонда, равно как и решить собственную дальнейшую судьбу. На данный момент, по данным директора музея-заповедника, в учреждении постоянно работают 393 человека, а также 58 сезонных экскурсоводов, которые приходят на летний период. Неясна пока судьба и коммуникаций, которые требуют профессионального обращения и в которые музей, по словам Бурова, вложил десятки и десятки миллионов рублей собственных доходов.

СПбГУ в Смольном: аудитории для студентов или воскресная школа?

Обращение Санкт-Петербургской епархии, направленное на имя губернатора ещё в 2015 году, помимо Исаакиевского собора касалось храма Спаса на Крови и Сампсониевского собора, а также зданий ансамбля Смольного монастыря, в которых размещаются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета. В апреле 2016 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с повторной просьбой.

Основанием для обращения являлся закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Согласно документу, религиозные организации, в том числе РПЦ, получили право вернуть в собственность или безвозмездное пользование храмы, закрытые после Октябрьской революции 1917 года. В том числе те, в которых впоследствии были открыты музеи. По словам директора государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" Николая Бурова, который также получил копию письма, в случае со Смольным просьбу митрополит объяснял необходимостью "наладить полноценную церковную жизнь и улучшить работу епархии". Так, например, в тех помещениях, которые занимают студенты, можно организовать воскресные школы.

Против выступили некоторые преподаватели и студенты вуза (в левом крыле Смольного монастыря располагаются помещения, где находится ряд факультетов СПбГУ: политологии, социологии и международных отношений). Они создали петицию с требованием не допустить передачи зданий СПбГУ Русской православной церкви. Авторы подчёркивали, что, если студентов "выселят" из левого крыла Смольного монастыря, им придётся добираться на занятия в Гатчину или же в Пулково. Также в петиции указывалось, что монастырь там функционировал лишь с 1744 по 1764 год, тогда как на протяжении большей части истории (с 1764 года) в комплексе зданий Смольного собора располагались именно учебные заведения.

Ростовская область. Старочеркасский музей-заповедник

Споры вокруг передачи церкви тех или иных ныне светских объектов не утихали в 2016 году и в других регионах. Широкое обсуждение в Ростовской области вызвала кампания против передачи в ведение религиозных представителей части Старочеркасского музея-заповедника. Поводом для создания петиции стало распоряжение регионального министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций от 28 сентября 2015 года, согласно которому в ведение РПЦ предполагалось передать четыре здания, принадлежащих Старочеркасскому историко-архитектурному музею-заповеднику. В числе этих объектов оказался Атаманский дворец — усадьба атаманов Ефремовых.

Как и многие петербуржцы в случае с Исаакием, ростовские активисты и сотрудники музея также опасались, что после передачи памятник утратит статус музейного объекта. Споры переросли в судебное разбирательство, и спустя почти год, в декабре 2016-го, очередная инстанция — Арбитражный апелляционный суд № 15 — подтвердила решение Арбитражного суда Ростовской области о недопустимости передачи Атаманского дворца в ведение епархии РПЦ. Ранее, в октябре 2016 года, последний уже заключал, что в отношении спорного объекта "реституция не предусматривается".

— Подворье действительно создавалось как единое имение, чем и объясняется отмеченное специалистами единство архитектурного облика. Однако назначение его было не религиозным, а бытовым. Испрашиваемые объекты — дворец атамана, конюшни (ныне руины) и нежилое ныне здание, где прежде находилась кухня, предназначались для обеспечения жизни и быта семьи атамана Ефремова. Нахождение монастырских построек и дворца атамана за единой каменной оградой также не подтверждают отнесение дворца, конюшен, кухни к комплексу монастыря, — говорилось в решении суда.

Кроме того, суд подтвердил, что музей является и должен оставаться универсальным объектом культуры, несущим информацию в том числе о разных религиозных конфессиях. 

Забайкалье. Музей декабристов

В конце 2015 и начале 2016 года споры разгорались и далеко за Уралом: в Забайкалье глава местной епархии митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир заявил права РПЦ на Музей декабристов, который в народе давно называют Церковью декабристов. Это старейшее здание города, памятник деревянного зодчества, бывшая Михаило‑Архангельская церковь, время постройки которой относят к 1776 году.

Как поясняли историки города, ещё до ссылки декабристов в эти края церковь уже начинала ветшать. Именно ссыльные дворяне помогали восстановить памятник, собирали деньги на ремонт здания, а потом уже в обновлённом храме крестили родившихся в Забайкалье детей. В советское время церковь перестала существовать как религиозное учреждение, а в 1985 году в здании был открыт Музей декабристов, который местные жители уже давно считают одним из символов региона.

Исторически спор между властями и РПЦ за здание бывшего храма вёлся ещё с начала 1990-х годов. Но 30 декабря 2015 года митрополит Владимир обратился к депутатам Заксобрания Забайкалья с просьбой способствовать передаче здания. Его поддержали несколько депутатов и вице-премьер краевого правительства. Против решения выступили некоторые жители региона, историки и архитекторы. В 2016 году в Сети собирали подписи под петицией, авторы которой указывали, что "Церковь декабристов"  это "уникальный музей и памятник архитектуры общенационального значения, принадлежащий всему народу России вне зависимости от вероисповедания". Кроме того, архитекторы, также поучаствовавшие в составлении открытого письма, резонно отмечали, что "с технической точки зрения данное здание не может быть использовано для нужд церкви, так как его отдельным фрагментам более 300 лет". По словам специалистов, церковные службы, в которых используется открытый огонь, ставят под угрозу пожарную безопасность здания. Кроме того, деревянные перекрытия над первым этажом не рассчитаны на массовое пребывание людей и могут выдержать не более 20 человек, отмечали они.

Петиция набрала чуть более тысячи голосов. Впрочем, к недовольству подключилась и местная Общественная палата, члены которой также попросили местного митрополита отказаться от претензий на здание Музея декабристов. В свою очередь, губернатор региона Константин Ильковский в ответ на ведущиеся дебаты заявлял, что здание бывшей церкви не вернут РПЦ, пока в нём работает музей.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров