Илон Маск представил новый план транспортной и энергетической революции
Фото: © REUTERS/Rashid Umar Abbasi/File
Глава Tesla Motors объяснил, зачем он купил крупного производителя солнечных батарей и как намерен заменить беспилотными электромобилями обычные авто с водителем.
Илон Маск в блоге на сайте Tesla.com выложил вторую часть своего "Генерального плана". Первая была обнародована им 10 лет назад и предусматривала поэтапное создание родстера Model S и затем более бюджетного Model 3 — электромобиля средней ценовой категории. Как отмечает бизнесмен, на сегодня первый генплан находится в финальной стадии выполнения: продажи Model 3 начнутся в конце следующего года. Поэтому назрела необходимость в дальнейших шагах.
По его словам, для того чтобы электромобиль смог более основательно потеснить автомобиль, требуется изменить не только само электроавто, но и способы его эксплуатации. Поэтому Маск купил Solar City — компанию, которая поставляет частным лицам солнечные батареи, как правило устанавливаемые на крыши домов. Обычно это делается бесплатно, а потребитель платит уже после, по мере получения энергии от батарей. Пока в этом сценарии излишки электричества в полдень продаются обратно в сеть. Но Маск считает более рациональной другую схему: когда они будут уходить на подзарядку аккумуляторов электромобиля того же потребителя. Если в тот или иной момент электроавто нет на месте (поездка на работу), избытки уйдут в Power Wall — настенный накопитель электроэнергии для домохозяйств, продаваемый Tesla.
Бизнесмен констатирует, что машина эксплуатируется владельцем лишь считанные часы в сутки, а в остальное время стоит на месте. По его мнению, более рационально было бы использовать машину в период простоя на манер Uber, предоставляя её в качестве своего рода такси для тех, у кого нет личного транспорта. Чтобы не отвлекать при этом самого владельца, Маск намерен сделать такой такси-режим полностью беспилотным. Электромобиль, произведённый его компанией, должен будет иметь возможность передвигаться абсолютно самостоятельно, и это станет следующим этапом развития автопилота, уже эксплуатирующегося в "теслах". При этом сам владелец машины сможет вызвать её в любой момент или вернуть в режим беспилотного такси, просто нажав кнопку соответствующего приложения на своём телефоне. Как полагает Маск, возможность подзаработать таким образом будет привлекательной для владельцев электромобилей, поскольку позволит им компенсировать часть затрат на его покупку.
Конечно, отмечает миллиардер, для этого нужно будет сперва вывести автопилот из нынешнего бета-режима, пока требующего, чтобы человек был готов подстраховать его в сложной ситуации. Чтобы автономная система управления авто "повзрослела", её технический уровень надо поднять: оснастить новыми видеокамерами, по возможностям приближающимися к лидару, и усовершенствовать программное обеспечение, сделав его способным замечать на дороге нестандартные угрозы. По словам Маска, автопилот его компании выйдет из бета-режима после того, как будет показано, что его использование по количеству аварий на километр пробега вдесятеро безопаснее обычного авто с водителем. Для этого, по его оценке, "теслам" надо набраться опыта — в режиме автопилота проехать 10 миллиардов километров. Накопленных таким образом данных будет достаточно, чтобы создать программное обеспечение, готовое корректно водить в любой ситуации. На сегодня "теслы" в режиме автопилота проезжают всего 5 миллионов километров в день. Однако по мере наращивания производства компании, эти темпы должны вырасти, поэтому полная беспилотность не за горами.
"Генеральный план — 2" добавляет, что на сегодня Tesla разрабатывает два принципиально новых транспортных средства, выходящих за пределы рынка личных авто. Речь идёт о тяжёлом грузовике (по американским стандартам, его вес от 11,8 тонн, хотя Маск и не конкретизирует параметры будущего "тесла"-грузовика) и "тесла"-автобусе. Последний будет несколько необычным: благодаря мощным электромоторам и небольшому размеру он сможет быть динамичным, как личный автомобиль, и останавливаться вне автобусных остановок. Такое транспортное средство станет гибридом небольшого автобуса и такси.
На данный момент невозможно прогнозировать, насколько все пункты этого плана выполнимы в обозримом будущем. Большинство из них выглядит малореалистичными. Впрочем, 10 лет назад первый "Генеральный план" выглядел не менее нереалистичным. Однако следует отметить, что в прошлый раз Маску нужно было решить в основном технические вопросы. Сегодняшний генплан, даже если Tesla действительно создаст автопилот вдесятеро безопаснее обычной машины с водителем, столкнётся с более сложными проблемами. Консерватизм властей по всему миру в отношении полностью беспилотных автомобилей хорошо известен. Разрешить их для госорганов будет очень сложно, даже если это позволит сократить число погибших в ДТП с сегодняшних 1,2 миллионов до 0,12 миллионов в год.