"Всё включено" для биткоина. Кто и сколько зарабатывает на майнинг-отелях
В воскресенье биткоин побил новый рекорд – его курс превысил отметку в 7,5 тысячи долларов США и продолжает расти. За год криптовалюта подорожала на сотни процентов. Россияне бросились скупать майнинговые фермы, но вскоре стало понятно: в городской квартире много не намайнишь. В результате буквально за несколько месяцев в стране выросла целая сеть майнинг-отелей. Аренда койко-места для фермы стоит в среднем 7–10 тыс. рублей, а средний доход от бизнеса 100–300 тыс. в месяц. Уже к концу года выручка майнинг-отелей может удвоиться, а общий оборот отрасли составит более 1,2 млрд рублей.
Александр Семёнов работает в консалтинге и любит экспериментировать с инвестициями. За последние два года он открывал банковские счета, вкладывал деньги в драгоценные металлы и инвестиционные фонды. В лучшем случае получал 20% годовых. Ещё два месяца назад Александр и поверить не мог в то, что можно получить доходность в 100%. По совету друга-айтишника в августе он за 100 тысяч рублей купил майнинговую ферму — мощный компьютер, собранный из видеокарт, материнской платы и блока питания. Сначала пытался добыть криптовалюту из дома. Но уже через пару дней стало понятно, что занятие это бесполезное. В старом панельном доме с алюминиевой проводкой постоянно выбивало пробки. Не говоря уже о том, что ферма шумела, как мощный пылесос, и мужчине посыпались жалобы от соседей.
Сейчас Александр держит свою криптоферму в специальном майнинг-отеле. Платит за размещение 7 тыс. рублей в месяц. 3 тыс. — это аренда "койко-места" для техники мощностью 1 кВт. Остальные деньги идут на оплату электричества. Кстати, плату майнинг-отели взимают по-разному. Одни за место и отдельно за электричество, другие берут фиксированный платёж за размещение в месяц. Самые маленькие фермы размером с книжную полку, крупнее — со шкаф, поэтому в офисном помещении площадью одна тысяча квадратных метров свободно может разместиться несколько тысяч ферм.
По данным ведущего аналитика ООО "Аналитик-сервис" Антона Быкова, сейчас в России насчитывается порядка 25–30 таких майнинг-отелей. Первые появились в начале этого года, но настоящий ажиотаж на аренду помещений для производства криптовалют начался этой осенью. Причём большинство майнинг-отельеров сдают не свои площади, а строят свой бизнес на субаренде.
— Точной оценки о количестве майнеров и криптоферм в России нет, но по грубым оценкам ферм примерно 20–30 тыс., — рассказывает ведущий аналитик ООО "Аналитик-сервис" Антон Быков. — Если представить, что для каждой из них потребуется "номер" в майнинг-отеле, то при среднем "номерном фонде" в 100 мест нужно 200–300 отелей. При условии полной занятости и средней цены одного "номера" в 4 тыс. рублей общий оборот за год может составить 1,2 млрд рублей.
Фото: © rebcenter-moscow
Майнинговые отели — логичный этап в развитии бизнеса на криптовалютах. Бизнес перерастает "домашний майнинг". Усложнение операций требует больше оборудования, площадей для его размещения, мощностей электрических сетей и Интернета, кондиционирования, шумоизоляции, сопутствующих консультационных услуг.
— Аренда площадей для добычи криптовалют — явление совершенно новое, — поясняет ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. — По мере роста курса криптовалют растёт и спрос на майнинг, поэтому "майнинг-отельеры" сейчас активно расширяют бизнес.
Одним из первопроходцев на рынке криптоаренды стал столичный майнинг-отель "Сбербит". Здесь не только предоставляют площадку для размещения оборудования, но и дают консультации по инвестициям в криптовалюты. Отель работает по системе "Всё включено", то есть клиенту совсем не нужно самому вникать во все нюансы технологий. Инвестором может быть даже человек совершенно далёкий от мира электроники.
Основатель "Сбербит" Алексей Иванов начал интересоваться майнингом в апреле. Сначала арендовал 40 квадратных метров в бизнес-центре, затем площадь майнинг-отеля разрослась до 300. И продолжает расти. Если в первый месяц Алексей смог привлечь всего 20 клиентов, то в сентябре у него размещалось уже 300 майнинговых ферм. За первые четыре месяца работы выручка компании составила 2 млн рублей, а чистая прибыль — 200 тыс. И это при том, что расходы на аренду в Москве достаточно ощутимы — более 1 тыс. рублей за квадратный метр.
На данный момент в "Сбербите" уже заключили долгосрочные договоры аренды помещений площадью более одной тысячи квадратных метров, с общей подведённой мощностью более 3 МВт/ч.
— Сейчас мы набираем клиентов на новые площади, которые откроем к 1 декабря, — поясняет Алексей Иванов. — Эти помещения рассчитаны уже на несколько тысяч мест.
За установку каждой единицы техники клиент платит единоразовый платёж в 2,5 тыс. рублей, а затем уже арендную плату. За 5 тыс. рублей в месяц в "Сбербите" можно разместить оборудование мощностью до 1 кВт, за 7 тыс. — 1–1,5 кВт, за 9,5 тыс. — 1,5–2 кВт.
Фото: © Wikimedia
Примерно такими же темпами расширяется и майнинговый центр "Легион". В компании есть площади как в Москве, так и в Серпухове. В июне компания размещалась всего на 450 квадратных метрах. Сейчас новые арендаторы осваивают ещё почти полторы тысячи. Число клиентов каждый месяц удваивается.
— Для оборудования 400 квадратных метров помещений под майнинг требуется порядка 300–500 тыс. рублей, — поясняет менеджер по работе с клиентами майнингового центра "Легион" Эльдар Зарипов. — В эту сумму входит не только обустройство климат-контроля и покупка оборудования для хранения. Очень важно обеспечить охрану помещения, ведь оборудование клиентов стоит достаточно дорого — в среднем порядка 100–400 тыс. рублей. Кстати, вложения в технику окупаются обычно за 5–8 месяцев.
Впрочем, такими стремительными темпами майнинг-отели могут развиваться недолго. Уже в скором времени на рынке могут остаться только крупные игроки. Вряд ли выживут небольшие отели на несколько десятков мест. По словам Марка Гойхмана, будут создаваться мощные производительные дата-центры на больших производственных площадях с договорённостями о прямых поставках дешёвого электричества от генерирующих предприятий. Небольшие частные майнинг-отели просуществуют не больше двух-трёх лет.