Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
22 июня 2016, 07:50

Как ультрас делают бизнес, пока их называют быдлом

Наши фанаты на Евро снова запомнились больше сборной. Они стали головной болью для французской полиции, страшилкой для Европы и предметом гордости для половины населения России. Для другой они до сих пор остаются безголовым стадом, идущим на футбол пить, драться и рушить всё вокруг. Лайф встретился с людьми, которые не вписываются в эти рамки.

Тайлер Дёрден видел сильнейших и умнейших людей, которые когда-либо жили. Но в "Бойцовском клубе" Чака Паланика они растрачивали свой потенциал попусту. Как и сотни российских ультрас, превративших Евро-2016 из футбольного праздника в поле битвы. Таково мнение обывателя. Но оно слишком категорично, чтобы оказаться истиной. 

Глава I. Вадим — "Динамо" (Москва)

— Я не большее быдло, чем те, кто так меня называет. Думаю, даже меньшее, — говорит Лайфу один из бойцов топовой "фирмы" московского "Динамо" Capitals, пожелавший остаться неназванным. — Почему? Всё банально, но честно: бью по груше, а не сосу пиво у подъезда, дерусь только с парнями из нашей "темы". Да, это увлечение не для всех, но чем оно хуже пьянок и шатания по клубам?

В обычной жизни Вадим — юрист и преуспевающий бизнесмен, совладелец магазина спортивного питания. Но когда у него наступают "эти дни", он меняет офис на "стоячую" трибуну стадиона, деловой костюм — на куртку Stone Island, а дорогой парфюм — на гораздо более стойкий запах селитры. "Когда вокруг загораются файеры и взрываются дымовые шашки, получается аромат гораздо круче любого Paco Rabanne, поверь", — поясняет наш герой.

Околофутбол никогда не мешал бизнесу, даже помогал. В "фирме" дружественного ЦСКА Вадим нашёл делового партнёра, в этой же среде вращаются большинство их клиентов. Единственный момент — они стараются не афишировать своих клубных пристрастий. Ведь для ультрас не существует выражения "ничего личного — просто бизнес".

— Есть клиенты, которым абсолютно фиолетово, за кого мы "гоняем", — объясняет Вадим. — "Динамики", "кони", "мясо"… Да хоть ОФК (сербский футбольный клуб из Белграда, дружественный динамовским "фирмам", — прим. Лайфа). Это обычные индифферентные качки. Но сейчас сама околофутбольная субкультура очень изменилась: парни следят больше не за тем, что они носят, а за тем, как они выглядят физически. Теперь ищут не британский "шмот", а спортпит, экипировку для единоборств. Поэтому у нас много клиентов из этой среды и мы стараемся "не светить цвета".

Глава II. Иван — "Спартак" (Москва)

Но этот разворот случился не так давно. Магазины одежды популярных среди английских "саппортеров" брендов были в начале нулевых самой ходовой бизнес-стратегией в околофутболье. Этим путём пошёл и один из наиболее обсуждаемых фанатов московского "Спартака", известный в стадионной тусовке как Комбат 18.

Сейчас Ивану Катанаеву 33. К возрасту Христа он основал самую многочисленную фанатскую структуру России и воплотил в жизнь несколько успешных бизнес-проектов. Самым известным из них стал "Третий Рим", фан-шоп, ставший первым в стране дистрибьютором легендарной в "околофутбольной" среде итальянской марки Stone Island. По словам Комбата, в этом деле ему помогло блестящее образование.

— У меня хорошая база — английская спецшкола, изучал язык на Туманном Альбионе, также в моём активе есть МИФИ и куча дополнительного образования, — рассказывает Иван. — По сути, это и стало залогом успеха моего первого бизнес-проекта — магазина модной брендовой одежды "Третий Рим". Уже в 20 лет, во время учёбы в институте, я без проблем летал в Британию на переговоры с производителями, отбирал коллекции, согласовывал поставки, вёл деловую переписку на английском языке. В то время, в 2003 году, всех тех брендов в России действительно не было и вещи разлетались как горячие пирожки. Мы процветали. Но в 2007 году я оказался в армии, а в 2008-м всё закрылось. К тому времени прибыль была давно не та, что первое время. Да и интерес к этому делу у всех давно ослаб.Человеку всегда хочется чего-нибудь нового. 

Катанаев признаётся, что не является единственным примером того, как люди успешно совмещают "околофутбольную" деятельность и бизнес. Но, как говорит собеседник Лайфа, "это совсем не означает, что человек реализовался в жизни и у него всё в порядке с головой".

Жизнь делового человека и фанатского лидера имеет гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. У обоих нет права на ошибку, каждый борется за место под солнцем, за авторитет и процветание своей фирмы — неважно, берётся слово в кавычки или нет.

— Что такое руководить фанатским движением? Это быть 24 часа в сутки, 365 дней в году на войне, — говорит Катанаев. — В центре борьбы — как видимой, так и невидимой. Фанатское движение в России — это крайне жёсткое и бескомпромиссное явление. Там нет места слабакам — их тут же сожрут. Как только ты допустишь ошибку, тут же последует расплата. Нужно быть сильным, волевым и жёстким человеком, чтобы руководить даже небольшой группировкой. И проблем у тебя со всех сторон в разы больше, чем какой-либо финансовой прибыли.

Катанаев знает, что говорит. Помимо создания крупнейшего спартаковского фанатского сообщества "Фратрия" в 2007 году он стал соавтором Всероссийского объединения болельщиков. Организация пользовалась безграничной поддержкой нынешнего министра спорта РФ Виталия Мутко, руководившего в то время РФС. Позже, по слухам, Комбат решил свергнуть президента ВОБ, самого известного динамовского фаната Александра Шпрыгина, которого в "околофутбольной" тусовке все называли Каманча. 

В отличие от "Игры престолов", где заговор против Сумасшедшего короля Эйриса Таргариена (сиё сравнение не относится непосредственно к Шпрыгину) увенчался успехом, Катанаеву не удалось "задвинуть" своего идейного противника. Но неудача "околофутбольная" принесла Комбату успех в бизнесе. Многолетний лидер красно-белого "движа" покинул Москву и отправился в Индонезию, на любимый курорт многих российских туристов — Бали.

— Там у меня было два ресторана, — говорит Катанаев. — Второй из них был признан лучшим баром на Бали в 2014 году. "Чарли" — так называлось заведение, — стал реально культовым местом за какой-то год. К нам очереди стояли на вечеринки, а музыку играли самые известные и модные диджеи мира. 

После этого в Сети появилась информация о том, что Комбат открыл бизнес и в соседнем с Индонезией Таиланде. Дескать, предприимчивый фанат "просёк фишку" и основал тренировочный лагерь по тайскому боксу. В качестве подтверждения были приведены фотографии известных спартаковских бойцов, таких как лидер ставшей легендарной "фирмы" Gladiators Василий Киллер Степанов.

На футболке "фёстлайнера" красовалась эмблема "кэмпа" Phuket Kombat Group. Несмотря на слово Комбат в названии лагеря и то, что в российской "околофутбольной" среде единоборства набирают всё большую популярность, сам Катанаев опроверг слухи о своём участии в этом бизнесе: "Эта информация неверна, в Таиланде я был несколько раз. Но только ради отдыха, никакого бизнеса там я не вёл". Но давно наметившийся в российской фанатской среде "спортивный тренд" Иван не отрицает.

— В российской "фирме" нечего делать, если ты не занимаешься серьёзно единоборствами, а не просто спортом, — рассуждает Катанаев. — Сколько на улице простоит пьяный человек, пусть даже с бутылкой в руке, против опытного бойца на уровне мастера спорта по боксу? Думаю, секунд 10—20. Именно столько и стояли "бритиши", когда сталкивались с нашими парнями на Евро-2016. Сегодня в нашей фанатской среде умеют драться все, просто кто-то делает это лучше, кто-то — хуже. И, конечно, у англичан не было никаких, даже теоретических, шансов что-либо противопоставить нам. При этом их превосходство в численности было просто ужасающим. Как сказал наш президент, он не понимает, как пара сотен наших фанатов смогла избить и разогнать несколько тысяч англичан.

Сейчас Катанаев открыл новое дело, весьма необычное для человека из околофутбола. Речь о компании по производству велосипедов для торговли. Но процесс раскрутки пока идёт тяжеловато, по его словам, из-за несовершенства законодательной базы. 

— К сожалению, нашими властями этот бизнес пока не лицензирован, — сетует Комбат. — То есть невозможно пока получить документы для того, чтобы сесть на велосипед и поехать по пешеходной улице продавать мороженое, к примеру. Для этого нужно внести ряд поправок в закон о розничной торговле. Этим я сейчас активно занимаюсь совместно с Правительством Москвы. Поэтому в плане бизнеса процесс пока идёт тяжеловато — мы немного опередили время. Велоторговля станет массовым явлением через несколько лет. 

Глава III. Андрей — ЦСКА (Москва)

Этот человек стоял у истоков одной из старейших и наиболее авторитетных фанатских "фирм" России — Red-Blue Warriors, которые, как несложно понять, поддерживают ЦСКА. Спустя два года, в 1996-м, он, совместно с известным ныне актёром "мордобойного" жанра Владимиром Епифанцевым, начал организовывать первые в стране "фанатские пати". Его имя — Андрей Малосолов, и теперь его можно скорее увидеть в высоких кабинетах, нежели на трибуне.

— Работа директора по коммуникациям Евразийского делового союза близка мне идеологически, — говорит Малосолов в беседе с Лайфом. — Это тема, с которой можно много экспериментировать. С медийной точки зрения. Это очень интересный проект, который касается темы продовольственной безопасности, импортозамещения. В ней как профессионалу мне интересно вращаться.

В фанатской среде Малосолов известен под прозвищем Батумский. Причина тому — давний инцидент, когда во время одного из выездов его ссадили с поезда в этом городе. С самого начала он умело совмещал "околофутбольную" деятельность с журналистикой. Причём писал Малосолов, как бы удивительно это ни звучало, не о спорте, а о политике и экономике. 

— Я неплохо разбираюсь в этом, — объясняет наш герой. — Переход именно в Евразийский деловой союз состоялся после того, как завершился проект Объединённой футбольной лиги. Предложений в спорте не было — к сожалению. Я хотел бы в нём остаться, но… Счёл, что этот этап стоило завершить и переключиться на что-то другое по одной простой причине — на 10-й год работы в этой сфере никакого интереса к ней не осталось.

Малосолов подтверждает, что в фанатской среде очень много успешных людей. Причём мы говорим именно про активную часть болельщиков, про так называемый "движ", который в эти дни поставил на уши всю Францию. По словам Батумского, большинство его соратников отлично устроились в жизни. Среди них есть зампред крупного банка, политик, издатель журнала о нефтегазовой отрасли и зубопротезист (а они, как все знают, сейчас зарабатывают побольше иного бизнесмена). Однако переходить на личности Малосолов отказался.

— Не хотел бы персонифицировать, — качает головой Малосолов. — У них же надо спрашивать — а дозвонишься не до каждого. В околофутбольной среде мы поставили определённые идеологемы: фанат должен хорошо выглядеть, уметь постоять за себя, иметь достойный заработок. "Фанатизм" для нас всегда был увлечением, не профессией. Наше поколение следует этой логике. Мы часто встречаемся. Фанаты — это люди, у которых достаточно денег, чтобы позволить себе отдых за рубежом и хорошее времяпровождение.

Глава IV. "Общак"

Вадим из Capitals подтверждает, что денег на "хорошее" в фанатском понимании слова времяпровождение уходит порядочно. По его словам, доля в магазине спортивного питания приносит ему порядка 100—150 тысяч рублей ежемесячно. Но в условиях "новой валютной реальности" заграничные выезды со сборной получаются довольно обременительными. И это при том, что родное "Динамо" уже давно "щадит" семейные бюджеты своих поклонников, не выходя в еврокубки.

— До кризиса всё было проще и больше. Раньше мы неплохо "поднимали" на американском и польском протеине. Они самые популярные. Но после валютного скачка, когда закупочные цены удвоились, я даже задумался о закрытии бизнеса, боялся, что он станет нерентабельным. Но всё вроде обошлось. Да, доходы упали, но люди всё равно берут. И не белорусский "Атлант", как шутили в начале кризиса на "качковских" форумах, — шутит Вадим.

Сократил свои траты на футбольные поездки и ещё один фанат-бизнесмен — Роман Балаев.

— За ЦСКА стараюсь "гонять" постоянно, — сказал он в разговоре с Лайфом. — А вот со сборной так получается нечасто. Планировал по полной посетить Евро-2016, но в результате пришлось возвращаться ещё до матча с Уэльсом. Дела…

Роман уже 8 лет руководит собственной фирмой по водоподготовке. Помимо работы с владельцами частных домов ООО МП "Кристалл" сотрудничает с правлениями коттеджных посёлков, а также имеет в портфолио ряд крупных проектов. В частности, с горнолыжным клубом Леонида Тягачёва в Дмитровском районе Подмосковья и Ледовым дворцом имени легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова в Клину.

По словам Романа, большинство его околофутбольных знакомых — состоявшиеся люди, а не безбашенные молодчики, о которых так любит писать западная пресса. Соглашается с ним и Вадим.

— Фанатов глупо называть быдлом хотя бы потому, что они такие же люди. Да, звучит банально, я бы даже сказал, в стиле Виталия Кличко, но иначе не объяснить, — шутит динамовский ультрас. — Есть и быдло, есть и образованные люди, для которых мир не заканчивается фанатской трибуной и драками. Такое же человеческое общество, просто нам нравится получать адреналин таким способом, а не прыжками с парашютом, например.

P. S. Лайф болеет за сборную России, но сохраняет нейтралитет, когда речь заходит о клубных предпочтениях. Поэтому истории о наших героях расставлены не по ранжиру наших симпатий к "Динамо", "Спартаку" и ЦСКА, а гораздо логичнее — по алфавиту.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar