Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
14 июля 2016, 07:00

Украина обвиняет Россию в потере $112 млн. Аргумент - "интуиция"

Киев уверен, что теряет половину денег от экспорта в Казахстан из-за необходимости проходить таможню при транзите грузов через Россию. Соответствующую жалобу украинская сторона уже направила в Совет по товарной торговле ВТО.

Фото: © РИА Новости/Сергей Гунеев

Фото: © РИА Новости/Сергей Гунеев

В документе, который имеется в распоряжении Лайфа, речь идёт о введении Москвой ограничений на транзит украинских товаров в Казахстан, Киргизию и другие азиатские страны с 1 января 2016 года.

Раньше Киев беспрепятственно отправлял свои товары через Россию напрямую по "Договору о свободной торговле". Теперь, когда его действие между странами приостановлено, РФ обязала украинских грузоперевозчиков заезжать на свою территорию через пункты контроля на границе с Белоруссией. Там на контейнеры, вагоны или грузовики будут ставиться пломбы с датчиками геолокации. 

В письме в ВТО украинцы утверждают, что поведение России нарушает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). На вопрос "Чем именно?" Киев отвечает традиционно "аргументированно": это, дескать, "интуитивно понятно". Именно такая формулировка содержится в письме. Гораздо конкретнее украинцы в подсчёте своих убытков: сообщается, что экспорт в Казахстан уменьшился на 50% и за первые четыре месяца 2016 года потеряно более $112 млн.

Чтобы найти причину таких убытков, Лайф сконструировал изменение маршрута украинской фуры Киев — Астана. Вот что получилось:

Оказывается, путь увеличился примерно на 14% — с 3,5 тысячи км до 4 тысяч км.

"500 км — конечно, крюк, но это далеко не такие убытки"

— Они пытаются притянуть сумму за уши. Да, потери есть — из-за перепробега и простоев на таможне, но они не превышают 20—30%, 50% — это преувеличение, — соглашается замдиректора Лаборатории транспортных систем доцент МАДИ Александр Кулаков.

Однако "притянуть за уши" международные соглашения, в отличие от фактов, украинцам вряд ли удастся.

— Скорее всего, речь идёт о возможном нарушении 5-й статьи части II ГАТТ, касающейся правил транзита, — пытается разгадать "интуитивные" доказательства украинцев партнёр юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко .

Эта статья предписывает странам — участницам ВТО не препятствовать перевозке транзитных грузов.

— Согласно пункту 1 этой статьи, транзитными перевозками могут считаться только те, в процессе которых не происходит перегрузка, складирование, дробление партий, перемена вида транспорта, а маршрут движения товаров начинается и заканчивается за пределами государства, через территорию которого это движение осуществляется. Таким образом, требование, касающееся пломбирования грузовиков с использованием технологии геолокации, нарушением считать нельзя. Пункт 3 статьи 5 утверждает, что "любая договаривающаяся сторона может требовать, чтобы транзитные перевозки через её территорию совершались через соответствующую входную таможню", что и было сделано российской стороной. И, наконец, всё та же статья 5 учитывает, что участие в ВТО не отменяет права суверенного государства ограничивать движение транзитных грузов по собственной территории. Действия России остаются в рамках международного законодательства и не противоречат ему, — разъясняет Шевченко.

В том, что Россия не нарушала своих обязательств в рамках ВТО, Лайфу рассказали и в Минэкономразвития (курирует работу с организацией).

"В соответствии с правилами данной организации, члены ВТО могут вводить меры, которые направлены на обеспечение применения таможенного законодательства и, например, необходимы для снижения рисков поставки товаров без уплаты таможенных пошлин. Для этого применяются технические средства контроля либо определяются пункты пропуска, через которые возможна перевозка"

Старший юрист юридической компании BMS Law Firm Тарас Хижняк полагает, что эксперты ВТО, скорее всего, согласятся с тем, как Россия применяет таможенное законодательство:

— Шансы украинской стороны взыскать что-либо с России весьма малы: статья 5 никогда ещё не применялась в делах ВТО по разрешению споров. Во всех случаях заявленные нарушения не доходили до стадии рассмотрения в органе по решению споров (ОРС) ВТО. Украине и России сначала будет необходимо провести двухсторонние консультации, затем один из участников конфликта должен потребовать создания третейской группы, после чего ОРС должен вынести решение относительно составленного арбитрами отчёта (которое можно будет оспорить в апелляционном органе ВТО). В общей сложности эта процедура может занять около 15 месяцев.

В Правительстве Украины не ответили на запрос Лайфа.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar