Правительство отказалось считать обрезание женщин дискриминацией
Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников
В кабмине не видят необходимости прописывать в Уголовном кодексе наказание за такое действие.
Правительство отказалось считать женское обрезание дискриминацией по половому признаку и вводить особые меры наказания за такие действия. Проект официального отзыва правительства на законопроект депутата Марии Максаковой-Игенбергс подготовил Минюст.
Поправки предлагалось внести в Уголовный кодекс. Законопроект предусматривал введение наказания в виде лишения свободы на срок от 5 до 7 лет за "дискриминацию, совершённую в отношении женщины по религиозным мотивам и выраженную в частичном или полном удалении внешних гениталий, объясняемом целями религиозного культа".
За подобное действие в отношении несовершеннолетней предполагалось наказывать от 7 до 10 лет.
"Как правило, жертвами женского обрезания становятся именно малолетние девочки, которые не могут в силу возраста противостоять травмирующей их процедуре, в связи с чем взрослые, её допускающие, должны нести повышенную ответственность", — подчёркивала Мария Максакова-Игенбергс в пояснительной записке к законопроекту.
Автор отмечала, что "удаление гениталий в религиозных целях является очевидным пережитком прошлого и ему не может быть места в цивилизованном обществе".
"Подобное вмешательство является ничем иным, как формой нанесения увечий, основанной на дискриминации по половому признаку", — уверена депутат. Она также подчёркивала, что это идёт вразрез с конституцией, которая гарантирует равные права для мужчин и женщин.
В Минюсте указали на то, что женское обрезание в зависимости от наступивших последствий и так попадает под ряд статей УК РФ. В частности, это статья 111 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью" (максимальное наказание — до 8 лет лишения свободы), 112 "Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью" (до трёх лет лишения свободы), 115 "Умышленное причинение лёгкого вреда здоровью" (до четырёх месяцев ареста), 118 "Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности" (до трёх лет лишения свободы).
Религиозная составляющая тоже уже прописана в законодательстве. "Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью... влечёт ответственность по части первой статьи 239 УК РФ", — такой пример приводится в отзыве. Максимальное наказание в этом случае — до четырёх лет лишения свободы.
"Пояснительная записка к законопроекту не содержит анализа правоприменительной практики и статистических данных, свидетельствующих о недостаточности существующих мер ответственности", — говорится в отзыве.
В августе правозащитный фонд "Правовая инициатива" опубликовал доклад о практике женского обрезания в России, и он вызвал общественный резонанс.
Как говорилось в докладе, эта "практика распространена локально в отдельных высокогорных районах и переселенческих равнинных сёлах Дагестана". Если брать классификацию ООН, в Дагестане делают такие типы обрезания: частичное или полное удаление клитора (I тип), частичное или полное удаление клитора и малых половых губ (тип II), насечки, надрезы и "все иные, наносящие вред операции на женских гениталиях в немедицинских целях" (IV тип).
Обычно обрезание делают маленьким девочкам — в возрасте до трёх лет. Причём операцию проводят не в медицинском учреждении, а дома, ножом или ножницами, в результате потом у девочек часто бывает воспаление.
Цель женского обрезания — снизить сексуальную чувствительность женщин, чтобы они вели "целомудренный образ жизни впоследствии". Причём жители районов, где практикуется обрезание, связывают этот обряд с исламом ("Всем мусульманкам должны делать. Без этого нельзя стать мусульманкой. Это обязательно. Это Сунна", — ответ одной из респонденток).
Председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе согласен с выводами правительства о том, что обрезание можно классифицировать по уже существующим в УК статьям.
— Попытка выделить этот обряд в отдельную статью ничего кроме обострения социальной напряжённости не принесёт, — считает юрист. — По сути это тоже самое, что отрезать палец. Нужно ли для этого отдельный закон писать?
Он добавил, что из-за большого резонанса практика женского обрезания может ещё шире распространиться в России. Те, кто о ней просто не знал, теперь узнали. Ранее это опасение высказывал и глава Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов.
— Это реальная проблема. Во всяком случае, мы с ней сталкивались. Мы в совете к этой теме подходили, но мы договорились, что мы её обсуждать публично не будем, именно потому что это может привести к распространению такой практики, — говорил Федотов СМИ.
Акушер-гинеколог Юлианна Абаева подтвердила, что обрезание действительно наносит вред здоровью.
— Процедура это вредна, — сказал она. — Отрезают часть тела. Во-первых, это может привести к обильной потере крови во время "операции". Когда порезы заживут, на половых органах образуются рубцы. Это значит, что каждый половой акт будет сопровождаться образованием трещин, кровотечением, болью. Я не говорю про психологический аспект — женщина перестанет ощущать себя женщиной.
Заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан-хазрат Аббясов отметил, что исламское духовенство не стремится и не будет стремиться сделать этот обряд более популярным.
— Никакие инициативы и слова по популяризации этого обычая поддерживать не собираемся, — сказал он. — В исламе является грехом нанесение любого вреда психическому и физическому здоровью человека. В том числе это курение, употребление алкоголя, самобичевание. Отрезание части органа — тем более. Те, кто связывает эту традицию с исламом, демонстрируют своё невежество.
Однако ранее глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев вполне одобрительно отзывался об обряде. Он заявил СМИ, что обрезанию нужно подвергнуть всех женщин, чтобы за Земле не было разврата. Позже он назвал свои слова шуткой.