Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
26 декабря 2016, 07:00

Бизнес вступился за "боярышник". Настойку просят оставить без контроля

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

Бизнес-сообщество просит не принимать поспешных мер для контроля за рынком спиртосодержащих лекарств. Его позиция такова. Да, на одной чаше весов "боярышник" и люди, пьющие то, что пить нельзя. Но на другой — десятки отечественных компаний, которые производят настойки и растворы со спиртом. Власти сейчас заставляют производителей закупать дорогостоящее оборудование для учёта спирта. А ведь это скажется на ценах выпускаемых лекарств.

Национальная ассоциация производителей фармацевтической продукции и медицинских изделий и Союз профессиональных фармацевтических организаций 19 декабря направили письмо в Минздрав и Минпромторг. Бизнес-сообщество выступило против законопроекта, который ужесточает контроль за спиртосодержащими лекарствами. 

Этот законопроект был разработан Минфином. 11 августа на портале regulation.ru было размещено уведомление о разработке, а 15 декабря — текст законопроекта. Суть в том, что медицинский спирт должен будет проходить через ЕГАИС (государственную электронную систему по контролю над оборотом алкоголя). Сейчас через неё проходят алкогольные напитки. 

— С завода с помощью специальной аппаратуры отмеряется, сколько залито в спиртовоз, это сразу же отображается в ЕГАИС, — ранее объяснял Лайфу принцип работы системы председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. — Затем спиртовоз едет — на нём есть специальные датчики, по которым можно отслеживать геопозицию в режиме реального времени. Без такой аппаратуры нельзя получить лицензию на перевозку алкоголя. По прибытии спирт сливается — опять же фиксируется в ЕГАИС, сколько слито. То есть "потеряться" по дороге и вылиться в нелегальное производство он не может. 

А в отношении медицинского спирта сейчас такого контроля нет, всё, по сути, на совести предпринимателей. 

Также законопроект обязывает участников рынка декларировать свою работу с медицинским спиртом и вести учёт. Это касается тех, кто производит, хранит, поставляет, закупает, продаёт спиртосодержащие препараты (если в них больше 25% спирта). Планка — 200 декалитров в год, то есть если меньше, то можно не декларировать. 

Чем законопроект не понравился бизнесу?

Предприниматели между тем утверждают, что большинство из них честные. 

"Присутствие на рынке небольшого количества недобросовестных производителей спиртосодержащих лекарственных препаратов, продукция которых может быть использована не по назначению, не должно приводить к избыточным мерам в отношении добросовестных производителей, выпускающих качественные лекарственные препараты", — говорится в обращении

Фото: © РИА Новости/Алексей Мальгавко

К тому же учёт в ЕГАИС "не решит проблему, связанную со злоупотреблением определённой категорией населения спиртосодержащими лекарственными препаратами". А вот негативные эффекты, по мнению авторов письма, не заставят себя ждать. Вырастет себестоимость спиртосодержащих лекарств, "поскольку предприятиям необходимо будет закупить и установить необходимое оборудование, при этом повысятся и трудозатраты". 

По словам исполнительного директора Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилии Титовой, подписавшей письмо, пока нельзя точно сказать, какими могут быть затраты бизнеса. 

— Потому что нужно сначала понять, какое оборудование нужно установить и сколько оно будет стоить. Но понятно, что всё оборудование стоит денег, — сказала она. 

Она добавила, что расходы бизнеса будут в конечном счёте, как всегда, переложены на покупателя. Об этом сказано и в обращении:

"Необходимо принять во внимание, что среди спиртосодержащих лекарственных препаратов немало таких, которые относятся к низкой ценовой группе (стоимостью до 50 рублей). Увеличение их стоимости вызовет негативный отклик у населения, в основном пожилого возраста. Лекарственные препараты в виде настоек и экстрактов востребованы населением нашей страны, особенно его малоимущими слоями". 

А поскольку новое правило коснётся не только фармкомпаний, но и аптек (учёт и декларирование), всё станет ещё сложнее. "Все аптеки и дистрибьютеры должны также перестроить работу с этой группой лекарственных средств, — сказано в обращении. — Предположительно, что подобная система учёта приведёт к отказу от работы с недорогим ассортиментом, что также вызовет негативный отклик у населения". 

В конце письма — просьба "организовать и провести межведомственное рабочее совещание для обсуждения указанного проекта". 

На вопрос, повлиял ли шум вокруг "боярышника" на решение обратиться к властям, Лилия Титова ответила, что он тут ни при чём.  

— Если асоциальные личности принимают внутрь то, что предназначено для наружного применения, ну как этому можно воспрепятствовать, — сказала она. — Наверное, поможет только какая-то воспитательная работа.  

При этом понятно, что если раньше жёсткие меры могли ещё обсуждаться, то после иркутской трагедии обсуждать по сути нечего — нужно эти меры уже принимать. Так что повод для беспокойства у бизнеса огромный.  

Фото: © РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Чего добиваются инициаторы законопроекта?

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, он был разработан "в целях реализации поручения" зампреда правительства Александра Хлопонина. Почему нужен контроль за медицинским спиртом? В первую очередь потому, что из него сейчас довольно просто и очень выгодно делать палёнку. 

По данным Счётной палаты, как рассказывал Лайф, в России зарегистрировано 67 производителей спиртосодержащих лекарств. Из них четыре производят собственно этанол, в просторечии — спирт, остальные — растворы и настойки. И продукцию с этикетками трёх из этих четырёх предприятий специалисты Росалкогольрегулирования находили на производствах палёнки. Это ЗАО "РФК", ЗАО "Брынцалов-А" и "Константа-фарм М".

По словам гендиректора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, делать водку из медицинского спирта, пренебрегая законом, гораздо выгоднее, чем легально, то есть по лицензии на производство алкогольных напитков.  

В случае легального производства с каждого литра спирта уплачивается 500 рублей акциза, в случае нелегального — нет. При легальном производстве на литре спирта можно заработать порядка 200 рублей, при нелегальном — 250. По оценке Вадима Дробиза, доля нелегального алкоголя на рынке составляет более половины — до 65%.

Чтобы снизить этот процент, главным образом и вводятся новые правила для медицинского спирта. Конечно, они повлияют и на легальную продукцию. Но что собой представляет эта легальная продукция? Тут всё не так просто. 

По данным агентства DSM Group, которое мониторит фармацевтический сектор, с начала 2016 года россияне купили в аптеках 163 млн упаковок спиртосодержащих растворов и настоек на общую сумму около 3 млрд рублей. А настойки боярышника в этом "море" — 13,6 млн упаковок. 

По словам Вадима Дробиза, из всех проданных упаковок спиртосодержащей продукции в аптеках (настойки, растворы для наружного применения и т.п.) 90% ежегодно выпивается в качестве алкоголя. Лайф рассказывал, как такие настойки продавались в бутылках по пол-литра и как за ними выстраивались очереди из алкоголиков. 

То есть только 10% всех спиртосодержащих лекарств используются как лекарства. Всё остальное — это полулегальный (купленный в аптеке) или нелегальный (подделанный) алкоголь. И тут довольно странно говорить о защите производителей. 

"Фармкомпаниям вообще стоит отказаться от лекарств со спиртом"

Директор Института наркологического здоровья нации Олег Зыков отметил, что фармкомпании (не все, конечно, но многие) сами намеренно превратили лекарства в алкоголь — бизнесмены отлично понимают, что они продают и кто их аудитория. 

— Первым это стал делать Брынцалов. Он стал продавать спирт для того, чтобы люди пили этот спирт (это было очевидно), тем не менее делал это на площадке фармацевтической компании, — сказал эксперт. 

Справка: Владимир Брынцалов — известный в девяностых политик и бизнесмен. Был депутатом Госдумы, баллотировался в президенты. Ему принадлежит производящая медицинский спирт компания "Брынцалов-А", более известная как компания "Ферейн". К слову, Московскую областную думу возглавляет Игорь Брынцалов, которого в СМИ не раз называли племянником Владимира Брынцалова. Выручка фармкомпании огромная, правда, декларируемые показатели по прибыли довольно малы

— Сейчас уже невозможно определить, какой спирт идёт на лекарства, а какой, по сути, на алкоголь, — говорит Олег Зыков. 

По его мнению, раз всё стало так плохо в этой сфере, её, конечно, нужно регулировать. Причём порядок может навести не только государство, но и сами фармкомпании. 

— Фармкомпании должны найти возможность (и я не вижу здесь большой проблемы) выпускать лекарственные препараты безалкогольные, — отметил эксперт. — Всё это можно делать в сухих экстрактах, которые потом будут разводиться водой, или вообще в виде капсул. 

Но главное, напомнил он, — это воздействовать не на предложение, а на спрос, чтобы людям меньше хотелось травиться всякой спиртовой дрянью. 

— Нужна политика снижения спроса. Это тема воспитания, уровня насилия в обществе, помощи тем людям, которые уже имеют зависимость, это всё влияет на спрос, — сказал эксперт. 

Минздрав хочет ограничить продажу настойки боярышника

"Боярышник" будут продавать только в аптеках по рецепту

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров