Регион

Уведомления отключены

24 июля 2016, 19:28

"Зенит-Арена" — как и почему деньги засасывает в прорву, и чем всё это кончится

По информации источников Лайфа, в "Трансстрое" всё-таки надеются отстоять лакомый кусок в 6 млрд рублей, но Георгий Полтавченко удачно слетал в Москву и сумел договориться об удалении компании с объекта, а тем временем правоохранительные органы продолжают выяснять судьбу пропавших миллиардов.

Фото: ©L!FE/Александр Гальперин

Фото: ©L!FE/Александр Гальперин

Недостроенный стадион на Крестовском острове с недавних пор превратился в настоящую "горячую точку" — Смольный и "Трансстрой" в ежедневном режиме обмениваются гневными увещеваниями, а также ведут напряжённую борьбу в высоких московских кабинетах, рассчитывая склонить на свою сторону симпатии влиятельных чиновников, но не меньшие страсти кипят и внутри чаши среди рабочих, которые доведены до отчаяния постоянными задержками зарплат и уже устроили один бунт. Ситуация готова вот-вот вновь выйти из-под контроля, однако все стороны с надеждой ждут понедельника — строителям в этот день обещали выдать деньги, а на представительном совещании в Москве намерены окончательно решить судьбу противостояния между городской администрацией и генеральным подрядчиком. Там либо утвердят расторжение неудавшегося "брака по расчёту", либо заставят стороны примириться и пожить в ненавистном союзе ещё полгода до сдачи объекта. По информации Лайфа, шансы Смольного на победу в этом споре весьма высоки. На этом фоне к концу недели работы на стадионе практически остановились, несмотря на серьёзное отставание от графика, а риск не успеть подготовиться к проведению матчей Кубка Конфедераций в Петербурге стремительно растёт.

Спор идёт не о чести, а о деньгах

В "Трансстрое" жалуются на то, что за восемь лет работы на объекте компания понесла убытки на сумму 5,7 млрд рублей, а Смольный должен во что бы то ни стало сдать "Зенит-арену" к декабрю, иначе всё закончится серьёзными политическими последствиями для городского руководства, включая вице-губернатора Игоря Албина и губернатора Георгия Полтавченко, ведь именно они курировали проект. Казалось бы, в такой ситуации генподрядчик должен при первой же удобной возможности бежать со стадиона со всех ног, а чиновники — ловить его по периметру и любыми способами возвращать в чашу, ведь замена компании на другую может обернуться роковой задержкой, после которой выполнить обязательства в срок будет попросту невозможно.

Однако в действительности всё обстоит с точностью до наоборот — администрация Петербурга гонит "Трансстрой" со стадиона, а строители упираются изо всех сил. По информации Лайфа, это происходит потому, что на самом деле на кону не только имидж города и страны, но и лакомый кусок в 6 млрд рублей.

— Тот, кто будет завершать проект, получит основной профит, поэтому и идёт такая драка именно на заключительном этапе, — отметил источник в финансовых кругах.

Примечательно, что эта сумма почти полностью совпадает с той, в которую "Трансстрой" оценил свои потери от участия в проекте. Компания всерьёз рассчитывает получить эти деньги и поправить свои пошатнувшиеся дела, расплатившись с кредиторами и избежав банкротства. Правда, как можно было "докатиться до жизни такой", уже получив из бюджета 28 млрд рублей, — это отдельный вопрос.

По-прежнему актуальны и другие точки противостояния. Стороны не сумели договориться по поводу условий дополнительного соглашения. Смольный планирует выделять оставшиеся деньги, в том числе одобренную Заксобранием надбавку в 4,3 млрд рублей, только в обмен на серьёзные штрафы и санкции, чётко прописанные в договоре. В том числе за уже допущенные просчёты и отставания от промежуточного графика. В "Трансстрое" считают такой подход несправедливым.

— Выделяя дополнительное финансирование на завершение строительства объекта, мы были вынуждены предусмотреть ответственность подрядчика за нарушение условий контракта. Однако генподрядчик не принял наши предложения. Он хочет получать деньги бесконтрольно, распоряжаться ими самостоятельно, не гарантируя своевременного ввода объекта в эксплуатацию, — заявил в пятницу председатель Комитета по строительству Олег Морозов.

Как отмечают в Смольном, отставание компании от промежуточных графиков сдачи работ по некоторым направлениям уже составляет полгода, а внутренние инженерные сети стадиона готовы лишь на 60%. В "Трансстрое" факт задержек признают, но считают, что ответственность за них лежит на плечах чиновников и потому штрафовать бизнес-структуру за чужие ошибки неправомерно. График согласовывался, когда проектирование ещё не завершилось, а недавние изменения в проекте затрагивают 30% от общего объёма оставшихся работ. Речь, в частности, идёт о тех правках, которые были внесены по требованию УЕФА или были связаны с обеспечением безопасности на стадионе во время матчей.

— Мы строили и проектировали одновременно. Соответственно, одновременно в проект вносились корректировки в объёмах, технологии производства работ, последовательности работ. Соответственно, менялись производственные графики. Они менялись несколько раз. И там менялись промежуточные сроки. Госконтракт у нас однозначно трактует, что у нас существенные санкции наступают за нарушения конечных сроков. А вот промежуточные сроки мы можем в договорной позиции с заказчиком менять. Но заказчик в какой-то момент объявил о том, что "всё, меня это больше не устраивает, я почему-то решил, что вы существенно нарушили сроки", – говорит генеральный директор компании "Инжтрансстрой-Спб" Виталий Лазуткин.

Ещё один финансовый фронт проходит по линии договоров между "Трансстроем" и субподрядчиками, важнейших из которых связывают с именем Игоря Албина. Они выполняют примерно три четверти работ. По словам участников рынка, именно по инициативе вице-губернатора целый ряд компаний появился на объекте. В "Трансстрое" утверждают, что Смольный шантажировал компанию разрывом контракта, заставляя подписывать невыгодные договоры. Однако по словам Игоря Албина, напротив, именно генподрядчик выжимает из других компаний, работающих на стадионе, все соки, выставляя им немыслимые счета и перекладывая на них ответственность за основной объём работ.

— Для нас совершенно очевидно, что решение заказчика строительства стадиона на Крестовском острове вручить уведомление о расторжении контракта продиктовано не стремлением способствовать улучшению ситуации со строительством стадиона или решить накопившиеся проблемы, а очевидным желанием заставить подрядчика стать более сговорчивым. Например, от подрядчика требуется заключать в течение суток договоры с субподрядчиками. При этом вопросы сроков сдачи объекта и качества строительства Комитет по строительству Санкт-Петербурга не волнуют, — возмущался, в частности, Лазуткин. По его словам, вознаграждение генподрядчика в договоре с одним из крупнейших субподрядчиков — компанией "Леокам", занимающейся благоустройством территории у стадиона, к примеру, составляет 0%.

— В условиях низкого кассового исполнения генподрядчик при оплате работ, выполняемых субподрядными организациями, удерживает вознаграждение генподрядчика от 7 до 23%, а также практикует гарантийные удержания до 12% и дисконтирование цены на материалы, работы, услуги субподрядных организаций, — парируют в Смольном.

Сколько уже украли на строительстве стадиона в Петербурге

Финансовыми документами по стадиону активно интересуются не только высокопоставленные московские чиновники, решающие судьбу объекта, но и правоохранительные органы. "Стройка века" уже породила сразу несколько уголовных дел о мошенничестве, что отчасти объясняет возмущающую всех дороговизну объекта, и, судя по всему, это далеко не предел.

Уже доказано судом, что ещё на первом этапе строительства стадиона было украдено 570 млн рублей. Тогда на "Зенит-арене" работал ещё первый генподрядчик — ООО "Авант", бенефициаром которого является Леонид Лебедев. Как известно, в 2006 году компания взялась построить объект всего за 6,7 млрд рублей. Истратили 5 млрд рублей и сами удивились —этого хватило только на проект, который правят до сих пор, причём далеко не бесплатно, причал для грузов, сваи и энергоцентр. Более того, во время бурения свай что-то пошло не так. Как следует из приговора, один из субподрядчиков "Аванта" — ООО "Старый город" завысил стоимость работ на 570 млн рублей. Теперь эти деньги пытаются взыскать с директора компании Дмитрия Коршунова, однако шансы на это эксперты считают невысокими.

Вслед за "Авантом" на объект пришёл "Трансстрой", взявшийся достроить стадион за 18,6 млрд рублей, но порядка от этого не прибавилось. К слову, серьёзные претензии у Смольного ко второму генподрядчику возникали ещё несколько лет назад, и договор в итоге даже был расторгнут. Однако в новых конкурсах на 12, 9 и 3 млрд рублей продолжили побеждать структуры Олега Дерипаски, а общая цена вопроса в итоге поднялась до 39,2 млрд рублей.

А в 2015 году тендер на устройство подсветки на "Зенит-арене" выиграла московская компания "Стройэлектромонтаж № 5", принадлежащая Кириллу Сливкину и работавшая ранее на реконструкции Большого театра в столице и на строительстве второй сцены Мариинского театра. Конкурс изначально сопровождался скандалами. Сперва городская администрация оценила работы в 450 млн рублей, но потом отменила уже объявленную процедуру без объяснения причин. Перезапустили тендер уже на 354 млн рублей, однако участники рынка и эту сумму назвали завышенной. Сразу четыре петербургские компании ООО "Сан Сити Инжиниринг", ООО "Электрощит-монтаж", ООО "Энергопроф" и ООО "Светторг" пожаловались не только в УФАС, но и лично Георгию Полтавченко на то, что их намеренно не допустили до участия в борьбе за "кусок пирога", составив соответствующим образом конкурсную документацию. В частности, существенно завысив требования по финансовому обеспечению. Они утверждали, что город мог бы к уже сэкономленным 100 млн рублей сберечь ещё примерно столько же. Однако в итоге "СЭМ № 5" выставил почти максимальный ценник и победил. В мае хозяина компании Сливкина задержали, а 17 июля ему продлили домашний арест. По версии следствия, организация поставила оборудование системы освещения на 30 млн рублей, а по документам оценила его на 75 млн рублей дороже. В деле также фигурируют 289 млн рублей, которые могли быть похищены при поставках электрооборудования.

А всего за полторы недели до забастовки рабочих, давшей толчок к последнему скандалу на стадионе, в офисах полутора десятков субподрядчиков и даже в Александрийском театре опять прошли масштабные обыски. По словам источника Лайфа в правоохранительных органах, вопросы, в частности, возникли к компании "Театрально-декорационные мастерские", заключившей в 2014 году договор с "Трансстроем" на поставку видеотабло на сумму 168 млн рублей.

– АО "Театрально-декорационные мастерские" перечислило ООО "СТК" 50,4 млн рублей, а то, соответственно, перевело эти деньги на расчётный счёт ООО "Промэлектрика СПб". Последняя организация имеет признаки фиктивности. Есть основания предполагать, что руководство и, в частности, генеральный директор "ТДМ" Александр Шимберг обналичили и похитили денежные средства, заведомо не имея намерения исполнять договорные обязательства, — заявил источник.

Причём же здесь Александрийский театр? Дело далеко не только в том, что ситуация со стадионом давно напоминает абсурдистский спектакль, но и в том, что, по словам источника, генеральный директор Александринки Григорий Попов является участником ТДМ.

Впрочем, по словам Игоря Албина, вышеупомянутыми 50 млн рублей дело не ограничивается. Речь идёт о возврате 800 млн рублей, которые были необоснованно выплачены различным недобросовестным субподрядчикам. И даже эта сумма не является окончательной, так как оперативно-следственные действия до сих пор продолжаются. В частности, 250 млн рублей фигурируют в исках третьих лиц, которые не имеют прямого отношения к возведению стадиона, но претендуют на бюджетные деньги.

— Одновременно генеральный подрядчик не может объяснить образовавшийся в период до мая 2015 года дефицит по смете в размере 2,5 млрд рублей, — отмечают в Смольном.

Судьбу этих денег также попросили выяснить правоохранительные органы. Если сложить все суммы, упоминавшиеся в связи с перечисленными уголовными делами по хищению средств при строительстве стадиона, то получится 1,7 млрд рублей. Прибавим к ним ещё 2,5 млрд рублей "дефицита по смете" — это 4,2 млрд рублей. Вызывает вопросы и сумма в 1 млрд рублей, которые генподрядчик, по данным Смольного, планирует потратить на обслуживание кредитов и потом возместить из бюджета стройки. В городской администрации утверждают, что все проводимые работы авансируются городом на 100% и в кредитах не было никакой необходимости. "Трансстрой" же, напротив, жалуется на дефицит наличности, несмотря на кредиты и авансы.

Чем и когда всё это кончится 

Как только ситуация на стадионе вышла из-под контроля, а Смольный и "Трансстрой" окончательно потеряли надежды договориться по финансам и перешли к взаимным обвинениям и оскорблениям, обе стороны побежали в Москву искать поддержки у высоких покровителей. По информации источников Лайфа, Георгий Полтавченко, лично летавший в столицу, оказался более расторопен и успешен, сумев склонить чашу весов в свою пользу и добиться одобрения на расторжение контрактов с "Трансстроем", хотя министр спорта Виталий Мутко занял, скорее, примирительную позицию. Впрочем, окончательно вопрос не решён. Итоговый вердикт планируется вынести в понедельник после совещания в Управделами президента РФ.

Если контракт будет расторгнут, Смольному придётся проводить новый конкурс. По информации источника в городской администрации, для ускорения процесса город намерен сохранить субподрядчиков, уже работающих на объекте. Однако найти компанию, которая будет их курировать, не так просто, учитывая поджимающие сроки и всеобщее внимание к сложившейся на стадионе ситуации, в том числе со стороны прокуратуры и Следственного комитета. В связи с этим чаще всего среди претендентов фигурирует один из городских ГУПов "Водоканал". В Комитете по строительству администрации Петербурга обещают подготовить новый конкурс в течение трёх недель. А "Трансстрой" планирует освободить площадку за месяц.

– Мы в понедельник должны будем известить всех субподрядчиков о полной приостановке работ и начале процедуры передачи площадки — это срок 30 дней. За этот срок мы должны сдать площадку через комиссию, — заявил Лазуткин.Уже к пятнице работы на стадионе практически прекратились. Лишь на раздвижной крыше около десятка строителей одной из подрядных организаций продолжали исполнение контракта на монтаж светопрозрачной плёнки. В общей сложности, по оценкам главы комиссии Совета Федерации по подготовке ЧМ-2018 Вадима Тюльпанова, простой может затянуться даже на два месяца. Победителю конкурса после ухода старого генподрядчика тоже потребуется некоторое время на то, чтобы привезти свою технику. Сенатор, как и Мутко, всё ещё рассчитывает на примирение между Смольным и "Трансстроем". В пятницу он призвал городскую администрацию ещё раз обдумать свои действия.

Удастся ли сдать стадион к сроку — вопрос риторический. Девять месяцев назад готовность стадиона в Смольном оценивали в 79%, сейчас — в 85%, то есть за это время дела продвинулись на 6%. Это при том, что, по словам Игоря Албина, городские чиновники с недавних пор тщательно следили за всеми работами в ежедневном режиме и контролировали каждый шаг. С точки зрения чистой математики, всё говорит о том, что поднять оставшиеся 15% за полгода с учётом сложившейся ситуации крайне сложно, однако в городской администрации настаивают, что после удаления "Трансстроя" дела пойдут намного быстрее и к декабрю всё обязательно будет готово. Если, конечно, новый подрядчик опять не окажется ещё большим "негодяем". В противном случае проведение матчей Кубка Конфедераций в Петербурге сорвётся со всеми вытекающими последствиями. А вот украденные на строительстве деньги, судя по всему, будут ещё долго подсчитывать и после сдачи объекта.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров