This Is the Police — побудь в шкуре продажного американского копа
Как разгонять митинги, сбывать кокаин, ручкаться с бандитами и при этом оставаться в кресле шефа полиции — в обзоре Лайфа.
This Is the Police стартует с образцовой сцены в духе молодого Скорсезе. Пожилой руководитель городской полиции вплывает в стрип-клуб, вкладывает в руку метрдотеля хрустящие купюры, деньги перетекают в карман подлеца, чтобы в итоге частично осесть в лифчике танцовщицы, а частично — под стаканом всё того же полицейского. Пока камера плутает по коридорам притона, фуражка треплется о жизни густым басом Дюка Нюкема. Фуражку зовут Джек Бойд, и она блестит всеми нашивками уставшего от жизни силовика: проевший сердце цинизм, сбежавшая жена и наркозависимость.
Но главное сейчас — надвигающаяся пенсия. На следующий день после того, как Джек осушит стаканчик виски, журналисты узнают, что шефу полиции осталось трудиться 180 дней — мэр омолаживает верхушку силовых структур. Эти 180 дней вы проведёте вместе с Джеком, и это будет самая напряжённая предпенсионная работа на свете.
То, что This Is the Police — это не очередная кустарная ерунда, купленная за копейки в "Стиме", понятно уже после вступительного ролика, но грядущий масштаб откровений предугадать всё же сложно. Вдвойне удивительно, что одну из лучших инди-игр сделали в столице соседней Белоруссии, втройне — что за This Is the Police стоит студия-дебютант, наполовину состоящая из бывших игровых журналистов. Хореографический кульбит от критика, выставляющего оценки, до творца, оценки получающего, — не то чтобы беспрецедентный (вспоминаем автора Bastion и Transistor), но очень и очень редкий.
Как сказал Лайфу один из основателей Weappy Studio: "просто надоело заниматься одним делом и захотелось заняться другим". Отказаться от проверенного занятия и засесть за разработку нуарного детектива — смелый ход, но смелость города берёт, а ещё — верхние строчки чартов. Weappy Studio призналась, что за день This Is the Police сделала больше продаж, чем планировалось за месяц. И это заслуженно: ничего аналогичного This Is the Police вы не увидите ещё долго.
Всё происходит во Фрибурге, явно провинциальном, но самодостаточном американском городе. Его бесконечно рвут в клочья: мэр Роджерс, прокуратура, бизнесмены, чиновники и семья Кристофера Сэнда — крёстного отца мафии, по совместительству поэта и охотника-любителя. В этом змеином клубке вращается и Джек, общаясь в том числе и с мафией, — иначе его 180 дней закончатся сильно раньше. Шеф полиции не в восторге от совместных дел с местным Тони Сопрано, но делать нечего. Да и, как выяснится, пожилой Кристофер Сэнд не самое большое зло в городе: в кабинетах администрации сидят гораздо более зубастые акулы.
Сюжет в This Is the Police подан через хитро тасованные комиксы — что-то похожее вы наверняка видели в первой Max Payne. Кадры лихо разрезают экран, дробя повествование на две, три, четыре части, — кто-то в Weappy явно понимает в режиссуре. На схематично набросанные картинки — лиц у персонажей не видно, и это принципиально — набрасываются диалоги и закадровый текст. Здесь уже игра напоминает классические нуарные киноленты. Слова, сплетаясь в предложения, создают атмосферу тоски и безысходности: Джек одинок, удачные вечера он коротает за бутылкой, а неудачные — опустошая банку с таблетками. Жена ушла, а промелькнувшая было надежда на её возвращение заканчивается ещё большими проблемами.
Но лейтмотив This Is the Police не про виски под дождь и даже не про взаимозаменяемость бандитов и властей. Эта игра про старение. Не только физическое, хотя и оно тоже, а глобальное — старение поколения, ценностей, взглядов. "Мальтийский сокол", "Крёстный отец", "Прослушка" — отголоски всего этого есть в игре. Но лучше всего её описывает состояние шерифа из "Старикам тут не место": новый мир погрузился во тьму, и только жизненные принципы отделяют нас от превращения в животных.
Есть, правда, с игрой и одна проблема: сама, простите, игра совсем не об этом. Все эти философские страсти и длинные беседы полицейского с гангстером о чести есть только в роликах, бесконечно пронзительных и прекрасных, но не составляющих основу This Is the Police. Основа в другом.
Это стратегия, причём не самая удачная. В кабинете Джека пылится миниатюрная модель Фрибурга из пластика, которая и будет маячить на экране большую часть игрового времени. Фрибург раздирает не только алчная элита, но и обычные преступления — вот ими вы и займётесь. У вас есть две смены полицейских — персонал показан в виде карточек-портретов: лицо, раса, пол, возраст. А ещё профессиональные навыки: чем больше у полицейского заработанных очков, тем больше шансов, что с выезда он вернётся: а) живым, б) с преступником под мышкой.
Сами по себе происшествия разные — от обычной кражи до массовых побоищ и усмирения сектантских группировок. От степени опасности задания зависит количество оперативников: на ЧП особой важности поедет вся обойма. Частенько бывает, что в смене просто не остаётся свободных рук, тогда приходится решать, чем пренебречь: сообщением о беспорядке на бейсбольном матче или свидетельским звонком, рапортующем о шуме у соседей. Иногда ехать никуда и не надо: граждане тоже люди и могут вызвать копов по ошибке.
Кроме полицейских есть ещё и детективы, они занимаются расследованиями. Это такой мини-пазл: вы читаете свидетельские показания, а потом должны по снимкам восстановить последовательность событий. Расследования — пожалуй, самая интересная часть в игровом сегменте This Is the Police, но лишь в случае с какой-нибудь мощной бандой: обычную бытовуху распутывать не так увлекательно.
Периодически в профессиональную рутину вмешиваются те самые высшие силы, что мелькают в роликах. Администрации города может срочно понадобиться пара офицеров для охраны сестры племянницы мэра, а семье Сэнда — полицейское давление на конкурентов. На такие поручения оперативники едут точно так же, как и на обычные преступления, поэтому дважды подумайте, прежде чем распылять рабочий состав. Кроме того, сложно предугадать, чем закончится очередной вояж: подчинённый может просто уволиться после смены в нелегальном казино: там больше платят.
Сам по себе стратегический режим выстроен неплохо и какое-то время работает, но быстро выдыхается. This Is the Police длится больше 20 часов, а это фатально для проекта с таким набором повторяющихся действий. Чтобы дослушать историю Джека Бойда до конца, нужно отработать те самые 180 дней (ну чуть меньше) почти в реальном порядке — представьте себе Papers, Please, удлинённую в пять раз. Каждый день ехать на работу, выбирать саундтрек (тут всё, впрочем, прекрасно), на автомате рассылать оперативников по жёлтым точкам, потом ехать обратно. Периодически на город обрушиваются катаклизмы — например, гангстерские войны, — и это здорово освежает привычный расклад, но такие потрясения сильно реже, чем хотелось бы.
И всё же This Is the Police — удивительный, по-своему новаторский проект, главная вина которого в том, что его хочется читать и смотреть больше, чем непосредственно проходить. Возможно, вы не доползёте до финиша, но взять старт просто обязаны. В конце концов, финальную часть можно досмотреть на каком-нибудь видеохостинге.
Достоинства:
- интересный сюжет и классная режиссура;
- атмосфера нуарного фильма 1940-х: главный герой пьёт, сидит на таблетках и грустит под дождь;
- саундтрек хочется скачать отдельно;
- множество социокультурных отсылок;
- полиция без прикрас: с коррупцией, кумовством и садизмом.
Недостатки:
- игра излишне длинная и затянутая;
- стратегический режим быстро утомляет;
- логика событий не всегда адекватна;
- визуальный стиль понравится далеко не каждому.