Продавец блогеров. На что готовы Хованский и Карина ради денег?
Что общего у Стаса Барецкого, стримерши Карины и Юрия Хованского? Правильный ответ: рекламный продюсер.
Евгению Лапицкому 21 год, и выглядит он соответствующе: представительный молодой человек в пиджаке похож скорее на выпускника юрфака. Вы не узнаете его на улице и едва ли догадаетесь, что перед вами теневое правительство отечественного "Ютуба", — круг знаменитостей, опекаемых Лапицким, всё больше напоминает зарождающуюся медиаимперию. Он — менеджер Юрия Хованского и Карины Сычёвой, официальный рекламный агент одиозных Фирамира и VJLink'а. Помимо топовых видеоблогеров Евгений регулярно сотрудничает с порнодеятелем Бобом Джеком, шоуменом Стасом Барецким и украинским политиком Дартом (Алексеевичем) Вейдером. В свой бизнес ему удалось ангажировать даже ходячий мем — Сашко Фокина. Лайф пообщался с серым кардиналом "Ютуба" и выяснил, как и чем торгуют кумиры миллионов.
Сегодня каждый уважающий себя видеоблогер что-нибудь рекламирует — кушать-то хочется всем. Однако качество контента зачастую оставляет желать лучшего. Неужели такой самопал может быть эффективнее традиционного уличного баннера?
Некорректно сравнивать рынок видеорекламы и рынок рекламы наружной — у них разные задачи. Уместнее будет провести параллель с ТВ-рекламой. Каналы на "Ютубе" медленно, но уверенно вытесняют с рынка развлекательное телевидение. Реклама у блогеров стоит на порядок дешевле, и здесь, в отличие от телека, заказчик чётко понимает, за что платит, — спасибо наглядной и прозрачной статистике.
Моя специализация — отдельные проморолики, крупный опт и спецпроекты. Средний чек — 150 тысяч рублей. У Хованского и VJLink'а уже есть полностью укомплектованные команды для съёмок любой сложности, что называется, под ключ. Когда клиент хочет размещения на их каналах, мы с парнями сами пишем сценарий, приглашаем оператора, монтажёра, актёров (тоже топовых блогеров), дизайнера для отрисовки превью, иногда даже закупаем расходники. Остальные блогеры, с которыми я сотрудничаю, пока снимают как умеют, своими силами. Но в моих планах это исправить.
Что думаешь о партнёрской программе "Ютуба"? Реально ли отечественному видеоблогеру заработать, "не продаваясь"?
Основной источник дохода большинства русскоязычных каналов — вовсе не партнёрка "Ютуба". Для того чтобы делать деньги на уровне западных коллег, многим приходится искать продюсера или агентство, которые будут обеспечивать рекламными заказами и event-предложениями. Лучше меня вам всю подноготную объяснят Фирамир с Азлагором.
То есть продажность неизбежна. Но как насчёт контроля качества рекламируемой продукции? Рунет ещё помнит скандал с "радиоактивными" наушниками Beats. Предпринимаются ли какие-то меры, чтобы избежать подобного?
Иногда достаточно одного взгляда на сайт бренда. Если там содержатся явные признаки мошенничества или нарушения закона — сразу отказываю. Когда же с виду всё в порядке и нет ничего крамольного — берусь. Правда, и здесь есть свои подводные камни — никто ведь не начинает диалог о сотрудничестве с фразы "привет, мы кидаем людей". И потом, если у кого-то возникнут проблемы с продуктом, разбираться в деталях должен не менеджер (то есть я), а правоохранительные органы. Потому что ответственность за такое несут владельцы рекламируемого проекта.
Был у меня один случай с ныне закрытым магазином Pandastore. С виду он казался рядовой площадкой по продаже игровых вещей для CS:GO, к тому же имел крупное и активное сообщество в соцсети "ВКонтакте". Они поставили очень жёсткий дедлайн, но мне удалось обеспечить три рекламных видео буквально через пять часов после оплаты. Спустя пару дней в личку посыпались письма о том, что магазин мошеннический. И я, мол, должен был об этом догадаться, так как цены на игровое оружие у них куда ниже, чем в Steam. А я же в принципе не играю в CS:GO и понятия не имею, сколько все эти игровые плюшки обычно стоят. Должен ли менеджер разбираться в таких тонкостях?..
Ролики сразу же удалили, перед подписчиками за всё извинились, но осадочек остался. Лично я свои комиссионные с этой сделки пожертвовал фонду "Подари жизнь", а также на лечение видеоблогера Александра Думкина. К счастью, сейчас работаю с брендами посерьёзнее и могу позволить себе фильтровать список заказчиков, чтобы не портить блогерам репутацию.
К слову, о серьёзном бизнесе: расскажи про свой самый высокобюджетный проект.
Забавное наблюдение: далеко не всегда величина компании определяет бюджет. Например, довольно популярная и пользующаяся господдержкой организация заплатила нам за отдельное видео примерно в 20 раз меньше, чем не очень известный сайт — за скрытую рекламу в роликах того же блогера. Моя самая крупная сделка на данный момент — контракт с агентством Adart, согласно которому стримерша Карина, Фирамир и Азлагор на постоянной основе рекламируют War Thunder, Panzar, Star Conflict и другие видеоигры. С Adart мы работаем по предоплате, крупными партиями.
Из последних крупных промо хочется отметить полнометражный фильм по заказу магазина игрового оружия CSGO-HAPPY. На основном канале Юрия Хованского его можно будет увидеть ориентировочно уже этой зимой. Собирались опубликовать раньше, но сорвался приезд Карины, и пришлось переписывать сценарий. Это будет весёлый видеоблогерский боевик. Вообще, у меня большие планы на развитие блогерского кинематографа, в том числе для кинопроката. Этот фильм и ещё несколько ключевых проектов должны вывести нас на новый уровень и задать планку всем остальным.
Есть ли у твоих блогеров какие-то табу на рекламу? Что ни при каких обстоятельствах не станет рекламировать стримерша Карина?
Помню, был случай, когда Карина отказалась рекламировать водку. Да, поступают и такие предложения. Я её позицию понял и из-за упущенной выгоды не огорчился. Не заставлять же продвигать что-то насильно. Но вообще, когда кто-то из моих блогеров рекламирует "зашквар" вроде бинарных опционов, он делает это только потому, что сам пожелал и согласился. Моя задача — передавать все входящие предложения.
Тем не менее те, кто постоянно отказывает адекватным брендам в силу каких-то личных убеждений, в нашей команде надолго не задерживаются. Такой подход осложняет составление медиаплана и создаёт неудобства заказчикам. В частности, это было одной из главных причин, почему я перестал сотрудничать с Кузьмой Гридиным и не смог найти общий язык с Дмитрием Лариным.
Впрочем, я сам берусь далеко не за все проекты. Незадолго до того, как Владимир Путин подписал закон о штрафах за рекламу финансовых пирамид, мне довелось пообщаться с Сергеем Мавроди. Не вживую, конечно, — писали с ныне удалённой страницы во "ВКонтакте" (на неё ещё была ссылка на всех его ресурсах и канале на "Ютубе"). Мавроди приглашал меня поработать в качестве его медиаменеджера. Я отказался, но предложил ему подумать над созданием творческого канала без продвижения МММ. Отмечу, что к совету он прислушался. Правда, реализовал всё без моего участия, так что получилось не так качественно и интересно, как могло бы. Я вообще считаю, что такой яркой личности, как Мавроди, стоило бы пробовать себя в роли видеоблогера и заниматься творчеством, а не браться за старое. Как насчёт политики? Если к тебе обратится кто-то из депутатов питерского Заксобрания, например, каковы шансы, что ты возьмёшься за кейс? Кто из твоих подопечных согласился бы снять ролик для Виталия Милонова?
Я передал вопрос Карине, и вот что она ответила.
Ко мне обращались представители различных политических сил, в том числе противоположных идеологий, но я стараюсь сохранять нейтралитет и не влезать в политику. В силу профессиональной деятельности нужно появляться и в Киеве, и в Петербурге, так что возможность спокойно работать и перемещаться гораздо важнее упущенной выгоды.
Тем не менее у меня есть опыт успешного сотрудничества с Интернет-партией Украины. Я стал частью команды кандидата в президенты Дарта Алексеевича Вейдера, помогал баллотироваться Степану Чубакке. Вот с такими политиками работать приятно, чувствуешь себя в своей тарелке. С одним из основателей украинской Интернет-партии — Владиславом Савчуком — у нас давние отношения. Моя карьера в рекламе начиналась под его руководством. А это ведь один из лучших теневых политтехнологов в своей стране! Среди клиентов Савчука в разное время мелькали Ким Кардашьян, Роберт Де Ниро, президент Македонии, король Марокко и многие другие известные лица, организации, а также политическая элита. Благодаря сотрудничеству с Владиславом я понял, что такое чёрный пиар и каков он в действии. Позже этот опыт очень помог мне в создании моей маленькой медиаимперии.
Если кто-то предложит Карине прожить год в женском монастыре на правах послушницы и без Интернета, скажем, за миллион рублей в месяц... И это всё будет сниматься как видеоблог с целью пропаганды православных ценностей среди молодёжи — что она ответит?.. Понятия не имею, честно говоря. Но мы точно посидим и поразмыслим. Подберём встречные варианты для начала, с таким же посылом, но более приемлемые.
Понимаете, любая ситуация рассматривается, только когда речь идёт о реальных деньгах, в существовании которых нет сомнений. А там уже серьёзно думаем, согласиться или отказаться. Но вообще, варианты безграничны. Например, я могу обеспечить заказчику пожизненную татуировку во весь лоб у VJLink'а за 15 млн рублей. Без права её сводить или прикрывать на стримах и в видеороликах.
Насчёт промо для Милонова я вам так скажу: а согласился бы Милонов за миллиард рублей (который будет гарантированно передан каким-нибудь крупным бизнесменом в какой угодно фонд или организацию как пожертвование на строительство храмов и мирную миссионерскую работу) признать, что мешать прослушиванию западной музыки — ошибка и что лучше просто пропагандировать православные ценности? Сомневаюсь.
Поговорим о грустном. Расскажи о парочке рекламных провалов из своей практики.
Самый мой большой фейл, думаю, заключается в том, что однажды я не успел разглядеть потенциал блогера RED21. Он предлагал мне сотрудничество, когда имел где-то 200 тысяч подписчиков, а я ответил, что мелкие каналы меня не интересуют. Не нашёл времени ознакомиться с динамикой роста и контентом.
Ещё вспоминается лето 2016-го, когда мы с Юрием Дегтярёвым работали над промо для магазина виртуального оружия EasyDrop. Ролик "Скандальная правда о Фирамире" вышел очень крутым и качественным. Но мне не удалось уговорить заказчика загрузить его на канал самого Фирамира, где он гипотетически заимел бы 1—1,5 млн просмотров. В итоге видео появилось на канале My Duck's Vision и собрало всего 75 тысяч. Впрочем, можно расценивать это как имиджевую историю, потому что о существовании данного проекта теперь, вероятно, знают даже в Кремле.
Также была ситуация, когда клиент со спортивными прогнозами оплатил промо у VJLink'а и в целом был доволен результатом. Ролик тогда собрал 160 тысяч просмотров, хотя предполагалось чуть ли не вдвое меньше. А через пару месяцев заказчик начал ругаться, говорить, что мне "надо набить лицо", писать жалобные письма Дмитрию Ларину и "Афоня TV". Видите ли, ожидания по конверсии не оправдались. Мы, кстати, никогда не даём обещаний по этому параметру. Успех зависит исключительно от того, насколько аудитории интересен рекламируемый продукт. Наша же задача — снять креативную рекламу, собирающую рекордные просмотры.
Каковы топовые блогеры в реальной жизни? Все ведь понимают, что за рыдающим Фирамиром и истерящей Кариной скрываются совершенно другие личности.
Карина на самом деле очень умна. Иногда ей, конечно, приходится играть на камеру, но в жизни её характер не особенно отличается от того, что вы видите на стримах. Я верю в то, что у неё большое будущее. Фирамир же в реальном общении — полная противоположность своего образа. Нормальный адекватный парень. Лет с 15 он играл в Minecraft, а к двадцати, повзрослев и устав от этого, решился на самый грандиозный социальный эксперимент в истории отечественного "Ютуба" — сатирический реалити-сериал, который продолжался почти полгода. Всё, что происходило на каналах Фирамира и Азлагора, мы придумывали вместе. Не боюсь об этом рассказывать, потому что аудитория Влада ещё не научилась читать такие большие тексты.
Сашко Фокин подрос, стал эрудированнее, увлекается "Цивилизацией" и историей, но задатки те же. К слову, я не имею никакого отношения к телеканалу СТБ: мы с Сашко познакомились только через два года после выхода той самой передачи "Дорогая, мы убиваем детей". Может быть, сделаю из него крутого игрового блогера. Потенциал есть — "Ютуб" таких любит.
А вот VJLink одинаковый что в жизни, что на видео. Несмотря на то что для рекламных проектов он превращается в великолепного актёра, в его артхаусном видеоблоге нет ни капли игры на камеру. Это действительно уникальный феномен Рунета — герой нашего времени. Рад, что стал его менеджером и в своё время помог направить талант в русло рекламных короткометражек. Знакомство со мной многое для него изменило. В будущем вижу его известным киноактёром или даже режиссёром.
Для меня звёзды — это обычные люди, такие же, как я или вы. Просто работа у них такая, и я отлично понимаю её специфику. Со своей основной командой (Хованский, Карина, Фирамир и Азлагор, VJLink) я в тесных дружеских отношениях. В общении всегда комфортная неформальная обстановка, без официоза и заумных терминов. Мы говорим на одном языке. Скандалы в тусовке "Ютуба" не редкость. Реальные или срежиссированные, они случаются с завидной регулярностью. Доводилось ли ссориться с кем-то из топовых блогеров?
Был конфликт с Миленой Чижовой и Дмитрием Лариным (с которым я, к слову, никогда не работал). За месяц до нашумевшего "версуса" я познакомился с Миленой и начал заниматься рекламой на её канале. Выбил несколько беспрецедентно выгодных заказов, которые она выполнила (промо квеструма, видеочата и отеля в Санкт-Петербурге — всё по более высокой цене, чем она продавала до знакомства со мной). Договорился о рекламе на сумму около 300 тыс. рублей с реселлерами китайских сумок и чая, залом аэробики в Москве и кем-то ещё. И лично заплатил ей 40 тысяч за запись ролика обо мне — своём менеджере. Планировались коллаборации с питерцами. Они от таких идей были не в восторге, но мне хотелось заполучить в команду лояльную топовую блогершу.
Вмешалась судьба: Милене было суждено влюбиться в Ларина, и на пути рабочих отношений встали высокие чувства. В своём стриме сразу после Versus Battle Ларин сказал, что никогда не станет сотрудничать с Хованским, Лапицким и всеми, кто с нами связан. Спустя минуту с канала Милены исчезло видео обо мне (напомню: честно оплаченное). Она удалилась из друзей и больше не отвечала на личные сообщения.
На своей страничке во "ВКонтакте" я обвинил Ларина в том, что он ничего не предпринимает, чтобы Милена вернула мне деньги. Она ведь из-за него решила от меня откреститься. Мои слова тут же подхватил журнал "Селфи" и другие крупные паблики про "Ютуб" (хоть я и не просил о репостах), так что Ларину пришлось отреагировать. К сожалению, не так, как мне бы того хотелось: наши с ним отношения после этой истории были безнадёжно испорчены.
Впрочем, на него лично я зла не держу. Милена появлялась в комментариях, несла разную ерунду, пыталась доказать, что Ларин ни при чём и она сама так решила. В то время как мне приходилось разворачивать заказчиков и объяснять, почему Милена теперь не может их рекламировать — в общем, полный треш. В конфликт мы втянули даже Соколовского, с которым на сегодняшний день вполне нормально общаемся.
Но был в этой истории и позитивный момент: благодаря шуму мной заинтересовалась стримерша Карина, которая сейчас имеет намного больший вес в моём бизнесе, чем Милена потенциально смогла бы. Кроме того, волна хайпа принесла новых заказчиков. А жалкие 40 тысяч Милена так и не вернула — считает, что выполнила свои обязательства.
Почему ты решил спонсировать разработчиков "Бесконечного лета"? Что думаешь об их новом проекте ("Любовь, деньги, рок-н-ролл"), который недавно стартовал в Steam Greenlight?
Визуальных новелл, созданных нашими разработчиками, к сожалению, очень мало. "Бесконечное лето" — это шедевр, который получил признание во всём мире. "Любовь, деньги, рок-н-ролл" вряд ли сможет повторить успех, но я не сомневаюсь, что игра будет достойной. К тому же мне всегда была близка подобная тематика. Я и сам не прочь научиться лучше играть на гитаре и побывать в Японии и Южной Корее. (Улыбается.)
А вообще, я спонсирую не только Soviet Games, и делаю это преимущественно "для души". В своё время также оказывал поддержку паблику "Уютненькое Луркоморье", Filiza Studio, имиджборду 2ch.hk, спонсировал музыкальные клипы Боба Джека и помогал тем медийным проектам, которые нравятся лично мне. Строить бизнес тоже предпочитаю только с теми людьми, которые близки мне по духу.
Деньги — это в первую очередь ресурс. Какой смысл их зарабатывать и вообще чем-то заниматься, если не можешь изменить мир к лучшему?