Допускать кино к прокату будут эксперты Минкультуры
Фото: © РИА Новости/Александр Кряжев
Министерство культуры создало экспертный совет по выдаче прокатных удостоверений. В его состав помимо восьми экспертов вошёл продюсер Игорь Толстунов. О том, что он входит в совет, он узнал от корреспондента Лайфа и не одобрил инициативу Минкультуры по поводу регулирования дат релизов.
Экспертный совет создан с целью решения вопроса об очерёдности дат начала показа фильмов в России. Также в его компетенцию входит выдача и отзыв прокатного удостоверения на фильм. Член совета Игорь Толстунов дал отрицательную оценку инициативам Минкультуры.
— Я не очень хорошо понимаю функции подобного совета. Кинопрокат — это рынок, нельзя просто сдвинуть фильм с одной даты на другую, когда кто-то уже запланировал свой релиз. Как только расчищается поляна для одного фильма, автоматически ухудшается ситуация для другого, — считает Толстунов. — Министерство культуры могло бы создать совещательный орган вместе с компаниями-дистрибьютерами. Я не очень понимаю, зачем нужен экспертный совет, что тут экспертировать? Режиссёр снял кино и хочет выпустить его в определённую дату, считая, что это будет выгодно. И если вдруг приходит некий эксперт и назначает другую дату, это странно.
Также Толстунов считает, что не стоит запрещать фильмы со сценами секса, насилия или оскорбления чувств других, потому что это субъективный вопрос.
— Нужно обеспечить доступ зрителя к любым фильмам, он сам выберет, надо ему это смотреть или нет. Зачем бороться за его нравственность таким образом? Например, не дали прокатное удостоверение фильму Ноэ "Любовь": не хотите — не смотрите, это ваш выбор. Я считаю, что человек может снять любой фильм. И это уже право кинотеатра брать этот фильм в прокат или нет. Но запрещать это на государственном уровне зачем? Зрители — взрослые люди, зачем из них делать идиотов? — сказал Толстунов.
Все решения в совете будут приниматься на открытом голосовании большинством голосов на основе просмотров фильмов. Если количество голосов окажется равным, то решать будет слово председателя.
В состав совета вошло девять человек, его председателем назначен директор Департамента кинематографии Минкультуры Вячеслав Тельнов, его заместителем стал глава Фонда кино Антон Малышев. Помимо них экспертами назначены: директор сети "Синема парк" Гоарик Котанджян, президент группы компаний "Люксор" Игорь Добровольский, глава дирекции международных кинофестивалей "Интерфест" Григорий Подземельный, глава сети кинотеатров "Формула кино" Никита Щёголь, продюсер Игорь Толстунов и директор российского подразделения Universal Pictures Вадим Иванов. В качестве совещательного голоса на безвозмездной основе в совет могут привлекаться специалисты в сфере кинематографии, в том числе режиссёры фильмов.
Главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей поддержал создание экспертного совета.
— Совет будет просматривать контент, и это означает, что в Минкультуры бдительно следят за содержанием фильмов и, например, молодые люди не встретятся ни с чем непатриотичным. Я думаю, что функция совета охранительная, — считает Дондурей. — Отечественные зрители легко попадают под обаяние наших зарубежных партнёров, и они могут не распознать эту отраву. Нужно, чтобы они жили в мире правильных идей.
У киноведа Леонида Павлючика создание совета тоже не вызывало никаких возражений.
— Российское кино занимает небольшую нишу в прокате (18%). И важно, чтобы наши картины не сталкивались лбами в прокате. Например, чтобы фильм "Сталинград" не отнимал хлеб у "Легенды № 17". Важно разводить российские кинохиты. Участники совета — профессионалы, они смогут достойно справиться с этой задачей, — утверждает Павлючик. — И нужно отсекать путь к зрителю неподобающим фильмам: пропаганда насилия, ксенофобии и порнографии запрещена конституцией.
Напомним, что в начале июня этого года вступило в силу постановление правительства, согласно которому Минкультуры РФ официально получило возможность регулировать график релизов фильмов в российском прокате. Если в ведомство поступят две или более заявки об одной и той же дате начала показа фильмов, имеющих схожую тематику, то Минкультуры или дистрибьютер вправе предложить новую дату релиза.