Филологи оценили поэзию Улюкаева: Смысла здесь мало
Коллаж © L!FE. Фото: © L!FE/Марат Абулхатин
Сегодня был задержан глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев с поличным при получении взятки. Помимо чиновничьей деятельности министр пишет стихи. Лайф попросил филологов дать оценку его творчеству.
***
И не надо жечь глаголом —
Прячьте спички от детей!
Их ещё семья и школа
Отглаголит без затей.
Отгламурит, откутюрит
От забора до свистка,
Завернёт в макулатуру
Велик могучим языка.
Владимир Линков, доктор наук, профессор кафедры истории русской журналистики и литературы факультета журналистики МГУ
Я думаю, что человек, который получает взятки в размере $2 миллионов, не может писать плохие стихи. (Смеётся.) Есть поэзия, а есть стихи. Это разные вещи. Поэзии здесь нет никакой. Но как версификатор, как человек, складывающий стихи, владеющий словом и умеющий играть словом, — это на уровне. Вполне на уровне! Видно, что он человек одарённый в этом плане. Но смысла здесь мало, в основном игра словами. В духовном плане это ничто. Но его владение словом говорит о том, что он незаурядный человек.
Улюкаев способен придумать какие-то неожиданные сочетания. Хотя в целом никакой оригинальности и поэзии здесь нет. Видно, что человек образованный, интеллектуальный, но ничего духовного из содержания его стихов не узнаешь. Здесь минимальное количество души.
***
Баблу и злу внимаем равнодушно,
Добро и бедность — вряд ли панацея.
Два полюса, а равно душу душат.
Летейский мрак за стенами лицея,
Застенки, стеньки, разные емельки —
Кто на печи, кто в заячьем тулупе:
Страна большая, только глянешь мельком —
И в ступор.
Владимир Елистратов, поэт и прозаик
Стихи Алексея Улюкаева представляются мне стихами человека умного, образованного, начитанного, склонного по жизни к трагическому философствованию, от которого он явно получает удовольствие, человека, который всё это очень хочет выразить в стихотворной форме. Отсюда очень много цитат, аллюзий ("баблу и злу внимаем равнодушно", "поживи в глухой провинции у моря"), густой звукописи ( "играешь на разрыв аорты"), культурного фона ( Харон, Ваал, Аттила, Фермопилы).
Стихи эти никак нельзя назвать откровенно графоманскими. У их автора есть явные способности к версификации. Он читал стихи многих поэтов, Бродского, например, что охотно и демонстрирует. Есть, конечно, и явные сбои (скажем, рифма "нескромен — пострельчонок"), но это мелочи. Главное, что автор — человек логического, рационального, математического склада ума, и его тексты в целом рассудочны. Но главная-то тема стихов — лирико-трагическое мироощущение. Вот и получается некий "рассудочный надрыв". Если бы я писал рецензию на эти стихи, я бы её как- нибудь так и назвал: "Рассудочный надрыв", или "Логический трагизм".