Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
4 августа 2016, 08:02

Запахло новым Уотергейтом. Или двумя

Политолог Дмитрий Дробницкий — о том, какими скандалами сопровождаются предвыборные кампании кандидатов в президенты США.

Фото: © Flickr/Hillary for America

В первую неделю августа оба главных претендента на высший государственный пост США оказались втянуты в очередные предвыборные скандалы.

Хиллари Клинтон снова упоминают в прессе в связи с электронной перепиской. На сей раз к старой истории с использованием частного почтового сервера для ведения деловой переписки прибавилось разоблачение WikiLeaks. Хакеры-активисты выложили в открытый доступ около двадцати тысяч сообщений, которыми обменивались партийные функционеры демократов.

Из этих сообщений американцы узнали о том, что в ходе праймериз руководители Демократического национального комитета, призванные быть нейтральными арбитрами в ходе праймериз, откровенно подыгрывали Хиллари и топили её конкурента, Берни Сандерса. В результате были вынуждены подать в отставку сразу несколько партийных боссов, включая Дэбби Уассерман Шульц, Эми Дэйси и Брэда Маршала.

Штаб Хиллари обвинил во взломе сервера Демократической партии неких "российских государственных хакеров", и, хотя никаких доказательств причастности Москвы представлено не было, дело в прессе было подано под вполне определённым углом.

Дональда Трампа и раньше называли "кремлёвским кандидатом" и "большим другом Путина". Теперь же мейнстримные СМИ заговорили о связи российского лидера и несистемного республиканца как о доказанном факте.

На беду Хиллари, "русский фактор" в избирательной кампании США не слишком взволновал американцев. По данным опроса CNN/ORC, американцев куда больше беспокоит уязвимость американских серверов, чем возможная помощь Дональду Трампу со стороны Кремля. Кроме того, число американцев, считающих Россию врагом или недружественной державой (по сравнению с пиком в 2014-м) постепенно снижается, так что антироссийская истерия становится не слишком эффективным методом предвыборной борьбы.

Знал ли результаты этого опроса Трамп, неизвестно, но он не стал оправдываться и защите предпочёл обострение конфликта. Через свой "твиттер" (а позже и с трибуны очередного митинга) он обратился к России с просьбой передать ФБР и прессе те электронные сообщения, которые Хиллари стёрла со своего почтового сервера после отставки с поста госсекретаря.

По закону вся деловая переписка должна быть передана в госдепартамент, причём с соблюдением довольно строгого протокола. Однако когда сервер из фамильного имения Клинтон оказался в распоряжении специалистов американского внешнеполитического ведомства, выяснилось, что примерно тридцать тысяч сообщений с него были удалены. Хиллари заявила, что стёртые письма носят исключительно частный характер.

Но когда Трамп саркастически обратился к России за помощью в их поиске, штаб Клинтон немедленно объявил соперника в "провоцировании третьей страны на нарушение национальной кибербезопасности".

Возникает законный вопрос, какое отношение к нацбезопасности имеет частная переписка Хиллари? Вместе с тем, если речь действительно идёт о нацбезопасности, значит, удалённые сообщения не были частными. Не солгала ли снова экс-госсекретарь?

Новый этап этого скандала разгорелся 2 августа, когда бывший сотрудник АНБ Уильям Бинни заявил в интервью радиостанции Аарона Кляйна (специализируется на журналистских расследованиях), что все стёртые электронные письма Хиллари должны быть в распоряжении Агентства нацбезопасности.

Дело в том, что в Сети вообще сложно что-либо полностью удалить. А поскольку к тому же АНБ использует систему тотального сбора метаданных, удалённая переписка Клинтон должна быть в распоряжении Агентства. Так что ФБР в ходе расследования дела о частном почтовом сервере Хиллари могло получить к ним доступ… если бы только захотело.

Учитывая довольно подозрительную 40-минутную беседу Билла Клинтона с генеральным прокурором США Лореттой Линч на борту её служебного самолёта и последовавшее решение руководства ФБР не рекомендовать возбуждать уголовное дело против Хиллари, закономерно возникает подозрение, а не имеем ли мы дело с сокрытием преступления и препятствованием правосудию?

Летом 1974 года президент США Ричард Никсон был подвергнут процедуре импичмента по обвинению именно в таких действиях.

Любопытно, что в 1974-м на чистую воду Никсона и многих людей из его окружения вывели магнитофонные записи бесед в Белом доме, которые администрация вела для внутреннего пользования. Всё очень похоже. Вот только магнитофонную плёнку легко уничтожить, чего не скажешь о цифровом следе в сети.

Даже если Хиллари и её ближайшие сподвижники будут через слово поминать Путина, это не поможет остановить новое расследование. Если оно будет начато, разумеется. Барак Обама в последние дни отчаянно защищает Клинтон и критикует Трампа. Он почти наверняка сделает всё, чтобы блокировать возобновление "электронного дела".

Но хватит ли его влияния? Напомню, в 1974 году ФБР смогло действовать довольно независимо и продвигалось в расследовании Уотергейтского скандала весьма уверенно. Когда же ЦРУ и администрация президента стали вставлять следователям палки в колёса, они начали анонимно сливать данные в прессу.

Впрочем, дела у Трампа также идут неважно. Угаснувший было конфликт с руководством партии вдруг разгорелся с новой силой.

Несистемный политик отчаянно сопротивляется всем попыткам его "причесать" и "пригладить", поменять риторику и принять "исконные республиканские ценности", что бы под ними ни понимали люди вроде Джона Маккейна или спикера палаты представителей Пола Райана, которые острее всего конфликтовали с Трампом на этой неделе.

В среду в прессе появились утечки, будто республиканцы всерьёз обсуждают порядок действий на случай, если Дональд Трамп снимется с гонки к концу августа. Разумеется, заставить кандидата это сделать по закону невозможно. Он может сделать это только добровольно. Но такие "сливы" негативно сказываются на его рейтинге.

До первых дебатов Хиллари и Большого Дональда остаётся чуть больше месяца. Но эксперты всё чаще задаются вопросом: дойдут ли они оба до этой фазы?

Говорят, что август — месяц, когда у нас в стране случаются всякие неприятности. Что ж, то же самое о себе могут сказать и американцы.

Кстати, и Никсон 42 года назад был вынужден с позором покинуть Белый дом как раз в августе.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров