Уведомления отключены

31 августа 2017, 05:45

Чёрные дыры сделали Вселенную светлее

Фото © Wikimedia Commons

Выбрасывая струи вещества, первые чёрные дыры могли нарушить однородность газовых облаков ранней Вселенной и способствовать распространению в ней света.

Исследователи из Университета Айовы (США) на основе наблюдений галактики Tol 1247-232 предложили новый сценарий реоионизации Вселенной — процесса, в ходе которого тёмная на тот момент Вселенная стала постепенно наполняться светом звёзд. Соответствующая статья опубликована в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, о концепции также сообщает сайт Университета Айовы.

Первые сотни миллионов лет после Большого взрыва Вселенная была заполнена тёмным атомарным веществом, главным образом водородом. Как именно этот мир превратился в сегодняшний, наполненный светящимися объектами — звёздами и галактиками, — пока не вполне ясно. Даже после образования первых звёзд их свет должен был ещё долго поглощаться окружающими облаками атомарного водорода. В этот раз исследователи с помощью рентгеновского телескопа "Чандра" изучили галактику Tol 1247-232, расположенную так далеко, что излучение от неё шло к земным астрономам 600 миллионов лет.

В ходе наблюдений было обнаружено рентгеновское свечение, соответствующее окрестностям чёрной дыры в центре этой небольшой галактики. Однако кроме этого оттуда уходило ультрафиолетовое излучение. обычно эффективно блокируемое газом. По мнению авторов работы, тот факт, что такое излучение и ранее было обнаружено только в галактиках с активным рентгеновским свечением в центре, может указывать на особую роль такого излучения из окрестностей крупных ЧД. Оно может сопровождаться массивным оттоком вещества, мигрирующего из аккреционного диска близ ЧД наружу. Такой поток должен разрывать газовые облака вокруг центра галактик и способствовать свободному проходу УФ-излучения в различных диапазонах наружу.

Согласно исследователям, сходным образом дело могло обстоять и более 12 миллиардов лет назад, в эпоху реоионизации Вселенной. Тогда в ней было множество активных чёрных дыр, центров квазаров, многие из которых можно наблюдать с расстояния в миллиарды световых лет. Активная миграция вещества от них могла расчищать путь свету первых звёзд, который и стал первым различимым на значительных дистанциях видимым светом Вселенной.