Уведомления отключены

1 февраля 2018, 15:10

Учёные: Гены умеют слышать звуки

Активность некоторых генов в клетках человека подавляется действующими на них звуками.

Японские учёные обнаружили, что активность определённых генов человека подавляется при действии на них звуками слышимого диапазона. Открытие означает, что на работу генов — и, таким образом, на функционирование организма в целом — могут оказывать влияние такие внешние факторы, которые ранее считались совершенно безобидными. Соответствующая статья опубликована в PLOS ONE.

Авторы новой работы взяли ряд клеток костной ткани, а также клеток, которые после дифференциации могли стать частью как костной, так и мускульной ткани. Затем они подвергли их воздействию звуков слышимого диапазона и одновременно следили за экспрессией генов — их активностью в кодировании белков, из которых построена клетка. Как показали эксперименты, ряд генов во время действия звуков ослаблял свою активность — кодировал меньше белков в единицу времени. Для отдельных генов спад в активности доходил до 40 процентов.

В наибольшей степени звуки подавляли активность ряда генов в тех клетках, что ещё не дифференцировались в типичные клетки костей или мускулов. Дифференцированные клетки реагировали на звук не так остро. Эффект подавления активности генов сохранялся на протяжении как минимум четырёх часов после звукового воздействия. У ряда клеток повышение громкости звуков вело к ещё большему падению активности некоторых генов. В то же время у других клеток гены при росте громкости не меняли своей активности вовсе.

Работа означает, что окружающая среда постоянно оказывает воздействие на активность ряда генов — ведь человек практически постоянно слышит какие-то звуки. Не вполне ясен только эволюционный смысл такой чувствительности генов к звукам. В настоящее время человек слышит в основном звуки техногенного характера. Очевидно, что в прошлом ситуация была иной. Возможно, чувствительность к звуку играла какую-то положительную адаптационную роль до очеловечивания и появления техногенной цивилизации.