Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
10 июля 2018, 12:45

Как тебе такое, Илон Маск? Роскосмос смог долететь до МКС всего за 3 часа

Впервые в истории с Земли до МКС российский грузовой космический корабль "Прогресс" добрался всего за три часа. Почему этим стоит гордиться, рассказывает Михаил Котов.

Фото: © РИА Новости/Сергей Мамонтов

Фото: © РИА Новости/Сергей Мамонтов

Русские не умеют рассказывать о своих достижениях. И в космонавтике это просто виднее всего. С 1957 года, когда "отцом спутника" пришлось стать не имеющему к этому отношения академику Леониду Седову, мало что изменилось. Вот и сегодня о большой космической победе Роскосмоса рассказывают только профильные издания и любители космонавтики. А ведь ночью 10 июля 2018 года произошло знаковое событие, способное сильно изменить мировую космонавтику будущего.

Грузовой космический корабль "Прогресс МС-09", запущенный с космодрома Байконур, добрался до Международной космической станции за рекордные три часа и сорок минут. До этого рекорд, принадлежащий также российским специалистам, составлял пять часов сорок девять минут. Более того, пилотируемые космические корабли до сих пор летают по двухсуточной схеме, делая 34 витка вокруг нашей планеты.

Представьте, лететь на работу три часа или добираться более двух суток в тесной капсуле корабля "Союз", где даже ноги не вытянуть — космонавты так и лежат в позе эмбриона в своих ложементах.

Очень длинный путь

Ракета-носитель "Союз-2.1А" с транспортным грузовым кораблём "Прогресс МС-09" на стартовой площадке космодрома Байконур перед запуском к Международной космической станции. Фото: © РИА Новости/Сергей Мамонтов

Ракета-носитель "Союз-2.1А" с транспортным грузовым кораблём "Прогресс МС-09" на стартовой площадке космодрома Байконур перед запуском к Международной космической станции. Фото: © РИА Новости/Сергей Мамонтов

Но почему так долго? Почему космический корабль, летящий со скоростью свыше 27 000 километров в час, так долго подбирается к висящей на высоте всего 400 километров станции? Более того, американские лунные миссии "Аполлон" летели до Луны всего вдвое дольше, при том, что расстояние до Луны больше в тысячу раз. Всё дело в необходимой точности для стыковки с МКС.

Станция находится на достаточно устойчивой орбите, а вот Земля вращается. И чтобы обеспечить стыковку космического аппарата и станции, необходимо совпадение всех шести параметров их орбит. Проблема стыковки с космической станцией заключается в том, что плоскость её орбиты далеко не всегда совпадает с космодромом, и приходится ждать так называемое стартовое окно — диапазон времени, когда кораблю хватит запасов топлива для сведения орбит.

После того как ракета вывела космический корабль на низкую околоземную орбиту, работа только начинается. Для начала при помощи двигателей корабль повышает свою орбиту. Ракета-носитель выводит его на высоту около двухсот километров, а до МКС нужно лететь ещё двести. Затем осуществляется гомановский переход — специальный манёвр по переходу на фазированную орбиту.

Корабль сначала запускает двигатели и начинает подъём, затем точно рассчитанным импульсом гасит скорость. Манёвры считаются до десятых и сотых долей секунды, любая ошибка — и о стыковке можно забыть, корабль со всем содержимым превратится в космический мусор. Затем ещё один сложный манёвр — биэллиптический переход, торможение и выравнивание с МКС по курсу.

Быстрее всех

Фото: © Роскосмос

Фото: © Роскосмос

До последнего времени на все эти сложнейшие манёвры требовалось много витков. Сейчас же Роскосмос вплотную подошёл к теоретическому пределу — быстрее долететь до МКС и пристыковаться просто невозможно. Что характерно, американские специалисты до сих пор запускают грузовые корабли по классической длинной схеме.

Даже Илон Маск пока не пытается сократить время для стыковки — для этого требуется запускать ракету-носитель в точно рассчитанное время, а у SpaceX с этим пока проблемы, очень сильно влияет погодный фактор. Кроме того, есть информация, что и с нацеливанием у американцев не всё идеально. Наши же опробуют ещё раз на грузовом корабле, а затем запустят на МКС за три часа пилотируемый "Союз".

Зачем это нужно? Во-первых, это сделает полёты дешевле — не будет нужна работа нескольких десятков специалистов, не вылезающих сутками из Центра управления полётами. Кроме того, это пойдёт на пользу космонавтам — привыкание к невесомости гораздо лучше переносить в просторных отсеках МКС, нежели в тесном "Союзе", но даже это не главное.

Главное, что такой способ полётов пригодится в ближайшем будущем, когда появятся новые орбитальные станции. И если сейчас космонавтам помощи ждать неоткуда, то уже в ближайшем будущем можно будет создать ракету экстренной помощи, требующую только заправки и расчёта. И уже через несколько часов на орбитальную станцию могут прибыть специалисты для оказания помощи.

А орбитальный туризм? Двое суток в максимально ограниченном пространстве отпугивают очень многих желающих. А три с половиной часа — это уже совсем другой разговор. Такими темпами слетать на МКС и вернуться обратно можно будет в течение рабочего дня. И всё это — результат точной, кропотливой, выверенной, хоть и не всегда видной работы специалистов Роскосмоса. Давно требовалось уйти от двухсуточной схемы, сделать космос ближе, и это наконец удалось.

Повод для гордости

Скорее всего, пилотируемый космический корабль, достигший МКС за три часа, мы увидим уже в этом году. А вот когда научимся рассказывать — неизвестно. Проделана огромная работа, достигнуты реальные даже на мировом уровне успехи, а об этом почти никто не знает. В новостях не трубят про нашу победу, не берут интервью у специалистов. Жаль. Пора учиться гордиться своими достижениями не только в футболе.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров