Отказ монголов от завоевания Запада объяснили снежной зимой
Обильные снегопады с последующими оттепелями могли заставить армии Монгольской империи покинуть Центральную Европу и отказаться от планов её завоевания.
Шведские и американские историки попробовали объяснить отказ монголов от завоевания Запада климатическими причинами. Исследователи впервые привлекли важный материал дендрохронологического и климатологический анализа, существенно улучшив понимание ситуации, сложившейся в Центральной Европе к началу 1240-х годов. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.
На протяжении последних семи веков вопрос о причинах остановки Западного похода монгольских войск является одним из самых обсуждаемых историками. Причиной является его очевидная важность: в случае успеха нашествия развитие Европы могло пойти по существенно иному пути. Первоначальная версия, изложенная современником событий Плано Карпини, довольно проста. По ней потомки Чингисхана, возглавлявшие монгольские войска в Центральной Европе, ушли оттуда узнав о смерти хана Угедэя — чтобы принять участие в переделе власти. Однако она не принимается многими современными исследователями. Историки указывают на то, что для того, чтобы передать весть о его гибели в упомянутое Карпини время, гонцам из Монголии нужно было перемещаться со скоростью более 80 километров в сутки. К тому же такая гипотеза означает фактически случайное спасение Европы от монгольского завоевания. Большинство историков классических школ с сомнением относятся к объяснению тех или иных исторических событий случайными факторами.
Поэтому регулярно возникали иные версии. По одной из них монголы были истощены боями с венграми, немцами и поляками, и именно поэтому повернули на Восток, отказавшись от завоевания Европы. Основной проблемой этой версии было то, что в современных Западному походу монголов источниках нет упоминаний об их тяжёлых потерях. Напротив, судя по летописям войска восточной империи довольно легко громили силы европейских стран.
Авторы новой работы попытались найти альтернативное объяснение загадочному отступлению монголов — без отсутствующих в источниках огромных потерь и без случайного фактора в виде смерти Угедэя. Для этого они проанализировали погодные данные из европейских хроник того времени и сопоставили их с толщиной годичных колец деревьев в 1230—1250-х годах из Карпат и Альп. В итоге учёные обнаружили, что хотя 1238—1241 годы (начало Западного похода) в полосе от Карпат до Альп были довольно тёплыми и сухими, но 1242 год (конец Западного похода) был куда менее благоприятен для монгольских армий. Годичные кольца указывают на значительное снижение температуры в 1242 году, а летописи того времени сообщают об обильных снегопадах и подтаивании значительных масс снега из-за оттепелей. При осаде Секешфехервара (Венгрия) и ряда других укреплённых городов монголы столкнулись с большим проблемами из-за оттепели, сопровождавшейся таянием снегов.
Исследователи считают, что глубокий снег лишил кормовой базы монгольскую конницу. Как известно, монголы не кормили лошадей, а лишь давали свободно пастись на привалах и ночью. В современных Монголии и Якутии лошади-монголки зимой живут тебенёвкой, разрыванием снега копытами и поеданием прошлогодней травы. Когда снежный покров превышает метр, делать это им становится затруднительно, что приводит к ухудшению физической формы коней. По мысли ученых, этот фактор мог стать ключевым, заставившим монголов, так и не потерпевших в Центральной Европе крупных поражений, повернуть вспять.
Авторы развивают свою климатическую гипотезу далее, высказывая мнение, что Венгрия, находящаяся на западной окраине евразийских степей, стала естественным географическим барьером на пути продвижения кочевников. Из-за близости к Атлантике и связанных с этим значительных осадков эта местность была неудобной для монголов в плане снабжения, что и привело к тому, что они не продвинулись существенно западнее этой области. Историки утверждают, что в силу кочевого характера монгольской экономики, их лошади сильнее всего были осенью и в начале зимы. Из-за отсутствия фуражного корма (принципа свободного выпаса) к концу зимы они слабели, особенно после сильных снегопадов. В такой трактовке остановка завоевания монголами Запада является не случайным явлением, вызванным смертью Угедэя, а закономерным провалом кочевой военно-экономической системы.
Следует отметить, что, хотя авторы, несомненно, установили важные обстоятельства окончания Западного похода монголов в 1242 году, часть их оценок является дискуссионной. Из истории завоевания Руси известно, что монгольская конница вовсе не нуждается в степных малоснежных районах для выживания и успешного ведения боевых действий. Зимой 1237—1238 годов монголы успешно громили русские войска северо-восточных княжеств. Между тем в тот период владимиро-суздальские земли были в основном покрыты лесами, то есть почти не могли использоваться для тебенёвки и выпаса монгольских лошадей. Кроме того, объёмы выпадавшего тогда в этой части Руси снега были очень значительны, больше, чем в Венгрии — как правило, к концу зимы стабильный снежный покров далеко превышал метр. Однако ничего подобного развороту 1242 года на Руси так и не произошло, что явно вступает в противоречие с гипотезой о чисто климатических причинах монгольского отступления из Европы.
Сомнительно в этом плане и гипотетическое снижение их боеспособности после сильных снегопадов к концу зимы — весне. Крупнейшее поражение Руси в период монгольского нашествия состоялось 4 марта 1238 года. Тогда меньшая часть монгольских сил разгромила основную армию русских на реке Сити. Осада Козельска шла в марте-мае того же года, причём монголы штурмовали его всего 3 дня в мае (до того ожидая подкреплений). Таким образом, их способность воевать тогда, когда остальные кочевники в военном плане были бессильны, стала одной из важнейших причин разгрома монголами русских.
У историков нет пока общего мнения о том, почему именно монголы, в отличии от остальных степняков азиатского происхождения, нормально переносили глубокий снег без бескормицы и падежа лошадей. Из современной практики известно, что в Монголии местные лошади и сегодня при сильном снегопаде могут погибать сотнями тысяч (2009—2010 год). Однако следует учесть,что нынешние монголы вообще избегают кормления лошадей, в то время как в боевом походе всадники могли быть чуть более заинтересованы в их выживании. В отличии от других кочевых народов, монголы зимой активно воевали, захватывая новые земли, где они могли воспользоваться фуражом, отнятым у местного населения. Земледельческие народы Европы заготавливали на зиму зерно и сено, которые было несложно использовать для подкормки лошадей. Известно, что в зиму 1240 году болоховские князья откупались от монголов фуражом для скота — возможно, это было общей практикой того времени.
Кроме того, монгольские лошади весят порядка 250 килограммов, редко 300, то есть намного меньше рыцарского коня западноевропейцев или коня конного русского дружинника. Поэтому хотя их и не подковывают, они значительно более проходимы, выносливы и требуют в несколько раз меньше корма. Из-за этого они могли свободно маневрировать даже на раскисших и слабых почвах, где тяжелые европейские кони передвигаются с трудом. Упрощало их содержание и то, что менее массивным животным нужно сравнительно немного корма.