Разреженный воздух помог "отрегулировать" биологические часы
Фото: © Flickr/Keoni Cabral
Циркадные ритмы, сбой которых отвечает за джетлаг — дезориентацию из-за смены часовых поясов — можно "перезагрузить", просто дав млекопитающему подышать воздухом, бедным кислородом.
Учёные из Израиля обнаружили, что, если мышам дать подышать воздухом, в котором мало кислорода, их биологические часы "перезапускаются", что даёт животным возможность быстрее адаптироваться к резкому изменению суточного цикла. Соответствующая статья опубликована в журнале Cell Metabolism.
Циркадными ритмами называют циклические колебания интенсивности различных биологических процессов, связанные со сменой дня и ночи. Их работа определяется эндогенными механизмами, то есть самим организмом (биологические часы). Период циркадных ритмов обычно близок к 24 часам. Однако при резкой смене часовых поясов (переходе на зимнее/летнее время или перелёте) организм не успевает адаптироваться и начинает сбоить. Зрение показывает ему, что начало светового дня переместилось, однако остальные ткани организма запаздывают с корректной реакцией. В итоге человек хочет спать днём, бодрствовать ночью и так далее.
Израильские исследователи в экспериментах на мышах резко изменяли им продолжительность искусственного светового дня. Свет в их секции лаборатории включали и выключали на шесть часов раньше. При этом за 12 часов до и через два часа после давление воздуха в мышиной секции понижали, имитируя условия умеренного высокогорья. В результате мыши, подвергавшиеся действию такого воздуха, реагировали на "перевод часов" значительно лучше, чем контрольная группа, которой также сдвинули время сна и бодрствования, но разреженного воздуха не давали. Учёные полагают, что главную роль в этом необычном адаптационном механизме играет HIF1α (гипоксией индуцируемый фактор-1 альфа) — белок, связанный с регулированием уровня кислорода в клетках самых разных организмов. В то же время то, каким конкретно образом он позволяет быстро синхронизировать биологические часы разных тканей, пока неясно.
Исследователи считают, что их работа имеет практические следствия. Они полагают нецелесообразным обсуждаемые в последние годы изменения в давлении внутри авиалайнеров. Сегодня там поддерживают уровень давления, типичный для двух километров над уровнем моря. Это не нравится ряду пассажиров (в такой атмосфере некоторые хуже себя чувствуют, к тому же меняется восприятие вкуса еды). Однако, как показал эксперимент, понижение давления способно помочь пассажирам лучше справляться с джетлагом.