Tesla запустила производство новейшего типа литиевых батарей на "Гигафабрике-1"
На крыше Гигафабрики будут установлены солнечные батареи, покрывающие все дневные потребности в электроэнергии. Фото: © Tesla
Взамен используемых сегодня в электромобилях компании батареек 18650, знакомых каждому по ноутбукам, совместное производство Tesla и Panasonic впервые в мире начнёт выпускать более ёмкие элементы 2170.
На этой неделе крупнейший производитель электромобилей запустил линию по производству литиевых батарей форм-фактора 2170. Эти цифры обозначают габариты цилиндрической батарейки — 21х70 миллиметров. Использовавшиеся в предыдущих моделях Tesla батареи были меньше, 18х65 миллиметров. Новинка будет массово использоваться на электромобиле Model 3, запускаемом в производство в 2017 году.
Элементы 2170 разработаны совместно Panasonic и Tesla, их ёмкость примерно на 80 процентов больше, чем у элементов 18650, которые лишь на 3 миллиметра тоньше и на 6 миллиметров короче новинки. За счёт такого роста ёмкости аккумуляторные массивы Model 3 будут намного компактнее существующих для других электроавто. Кроме того, настенные накопители Powerwall 2 за счёт новых элементов вдвое увеличат свою ёмкость относительно Powerwall 1 — с 7 до 14 киловатт-часов — при росте стоимости не более чем на 40 процентов. Из-за перехода на новый формат Tesla ранее свернула производство Powerwall 1.
Новая крупнейшая в мире фабрика по выпуску аккумуляторов понадобилась компании потому, что количество предзаказов на её электромобили Model 3 оказалось куда больше, чем ожидали в Tesla. Уже сейчас число заказов на них приближается к полумиллиону, а к началу 2020-х годов Илон Маск намерен выпускать по миллиону таких машин в год и ещё полмиллиона электромобилей других моделей. Ожидается, что у них будет от 50–55 киловатт-часов батарей на борту (для более дорогих моделей — до 100 киловатт-часов). Чтобы обеспечить полтора миллиона электроавто аккумуляторами, не хватило бы всех существующих мощностей по выпуску батарей 18650.
К 2018 году "Гигафабрика-1" выйдет на выпуск 35 гигаватт-часов литиевых накопителей в год. Для сравнения можно указать, что единственное российское предприятие аналогичного профиля в теории может производить батарей на один гигаватт-час в год. На практике оно их не выпускает, поскольку в России отсутствуют производители электромобилей или настенных накопителей, что не было учтено "Роснано" при планировании строительства завода.
В ближайшие несколько лет размер "Гигафабрики-1" будет увеличен в 3–4 раза. Её итоговая мощность по выпуску батарей может превысить 100 гигаватт-часов в год. Одновременна Tesla планирует построить ещё одну такую фабрику в Европе, затем по одной в Китае и Индии. Если эти планы будут реализованы, компания станет крупнейшим в мире производителем литиевых аккумуляторов с большим отрывом от конкурентов.