26 января 2017, 11:48

Учёные впервые вырастили клетки мышей в крысах и успешно пересадили их обратно

Фото: © flickr.com/Global Panorama

Биологи вплотную приблизились к выращиванию человеческих органов в других животных.

Японские исследователи научились выращивать клетки поджелудочной железы мышей в организме крыс. Пересаженные больным диабетом мышам, они функционировали нормально и стабилизировали уровень глюкозы в крови. Работа стала заметным шагом на пути к технологиям выращивания органов для трансплантации людям в животных других видов. Результаты работы опубликованы в журнале Nature .

Несмотря на все усилия, очереди больных, ожидающих донорские органы, продолжают оставаться серьёзной проблемой. Для её решения предлагаются разные подходы, и одним из перспективных вариантов может стать массовое выращивание новых живых органов. Некоторые учёные работают над их получением "в пробирке", из стволовых клеток. Однако полноценно воспроизвести сложную трёхмерную структуру, комбинирующую разные типы клеток, имеющую свою иннервацию и кровоснабжение, таким путём пока не удаётся. Альтернативный подход апробируют профессор Токийского университета, глава Центра стволовых клеток и регенеративной медицины Хиромицу Накаути (Hiromitsu Nakauchi) и его коллеги.

Учёные получили генномодифицированных крыс, заблокировав у них нормальное развитие собственной поджелудочной железы. Эмбрионам таких животных уже через несколько дней после зачатия, на стадии бластоцисты, инъецировали стволовые клетки мышей, готовые превратиться в островковые клетки поджелудочной, которые отвечают за производство и выделение гормона инсулина. Крысы рождались и развивались нормально — но с "мышиной" железой.

Когда животные вырастали достаточно, островковые клетки поджелудочной забирались у них и пересаживались лабораторным мышам, страдающим от диабета. Клетки успешно прижились в организме и в течение года (370 дней) вернули мышам нормальный уровень глюкозы в крови. По словам учёных, их работа — первый реальный пример излечения болезни с использованием "межвидового" выращивания органов.

Впрочем, до получения готовой человеческой печени или сердца, выращенного, например, в свинье, ещё остается долгий путь. Крысы и мыши куда ближе друг к другу, чем мы к свиньям, и отдельные крысиные клетки, попавшие в организмы реципиентов, успешно уничтожались их иммунитетом, который оставлял нетронутыми пересаженные "мышиные" клетки поджелудочной. В случае с целым органом, а тем более с человеком и свиньей, проблема иммунитета, реагирующего на клеточную и тканевую несовместимость, обязательно выйдет на первый план.