Рунет как двигатель прогресса: Как Сеть может подстегнуть экономику РФ
В 2015 году объём интернет-экономики страны достиг 2,2 процента ВВП.
80 миллионов россиян сегодня являются пользователями Всемирной паутины. В ближайшее время к ним добавятся еще 30 миллионов — из числа жителей отдалённых регионов. Уровень использования Сети разнится. Лидируют Москва и Санкт-Петербург, хуже всего дела с цифровой грамотностью в Крыму. Там, пожалуй, хорошо развиты только соцсети. А должны быть ещё и услуги, к примеру, муниципальные, как в Москве — например, тот же «Активный гражданин», где жители голосуют по разным вопросам городского устройства. И это ещё если не брать в рассчет банковские сервисы, взимание платы за услуги ЖКХ и налогообложение.
Эксперты отмечают, что все большим спросом будут пользоваться онлайн-приложения, которые позволяют экономить время и деньги. Речь идёт о сервисах по поиску дешёвых билетов, заказу такси, обучению языкам, аренды квартир.
А вот банковскими системами дистанционного обслуживания, по данным Национального агентства финансовых исследований, уже сейчас пользуются 56% частных российских компаний. Большая часть из них — это малый и так называемый микробизнес. Минимум формализма и визитов в банк, максимум результата и помощи. Все услуги — через Сеть и очень быстро – отправка платежек, уведомления, ведение счетов и даже консультация юриста и бухгалтера.
По прогнозу консалтинговой компании J'son & Partners Consultin, доля платежей через системы дистанционного банковского обслуживания в общем обороте электронных платежных систем увеличится с 35% в 2013 году до 50% к 2018-му.
Но главное — это, конечно, торговля. По итогам прошлого года, объём рынка интернет-ретейла в России превысил 683 миллиарда рублей, а до 2018 аналитики прогнозируют плюс 7% каждый год. На этом рынке работают более 40 тысяч компаний. Самый мощный сегмент — розница: одежда, обувь, детские товары. Потенциал роста — 2–4% ежегодно. Всё большим спросом пользуются сервисы поставок продуктов и готовых ужинов.
Правда, есть и проблемы: это и недоверие потребителей к онлайн-магазинам из-за большого количества подделок, и законодательные пробелы. А ещё продавцы недовольны порогом в 1000 евро при покупке в зарубежных магазинах. Говорят, что это будто даёт возможность завозить партии товаров для реализации, а не личного пользования.
Между тем Россия пробует теснить США и Китай — мировых лидеров онлайн-торговли. Президент поручил создать соответствующую структуру, а премьер Медведев объявил, что в России появится своя площадка для интернет-продаж. Проект могут запустить на базе «Почты России».
Кстати, определённый опыт в зарубежном ретейле у российских компаний уже есть — китайская площадка Aliexpress в этом году стала торговать товарами наших производителей. Посмотрим, как это отразится на развитии интернет-экономики. Ведь в этом году глава Кабмина оценил её в 2,2 процента ВВП.