Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
28 октября 2016, 05:30

Мнимая угроза. Зачем Швеция хочет вступить в НАТО?

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Defence Images/Jakob Hürner

Коллаж © L!FE. Фото: © Flickr/Defence Images/Jakob Hürner

Шведские парламентарии взволнованы усилением российского присутствия на Балтике. Чтобы спастись от "российской угрозы", депутаты предлагают присоединиться к НАТО до 2020 года, а также призывают Европейский союз расширить энергетический пакет санкций против России. Политологи уверены, что Швеция таким образом лишь хочет повысить своё геополитическое значение в регионе, что позволит ей участвовать в разделе ресурсов балтийского макрорегиона, конкурируя за них в первую очередь с Германией.

Комитет по международным делам шведского риксдага (национального парламента) в начале октября опубликовал доклад "Россия и Украина" (находится в распоряжении Лайфа). По мнению парламентариев, Россия становится всё более агрессивной на Балтике, а Швеция, как и другие страны Северной Европы, "страдает от неоднократных нарушений российского воздушного и морского транспорта".

— Россия провела в марте 2013 года моделируемое ядерное нападение на нашу территорию. Служба государственной безопасности Швеции назвала Россию самой большой разведывательной угрозой для Швеции, — говорится в документе. — Министр иностранных дел России и Посольство России в Стокгольме в шведских СМИ угрожают военными действиями в случае присоединения Швеции к НАТО. Наши вооружённые силы высмеиваются в российских СМИ. 

В этой связи Украина, как никогда, нуждается в поддержке Швеции и ЕС.

— Швеция должна добиваться чёткой дорожной карты для членства Украины в ЕС. Для этого необходимо провести политические и экономические реформы. "Восточное партнёрство" здесь играет важную роль, — отмечают авторы.

Комитет по международным делам шведского парламента отмечает, что действия России в отношении Украины и Грузии указывают на то, что российское понимание геополитики, государственного суверенитета и международной дипломатии заметно отличается от европейского.

— Летом 2016 года Россия усилила своё присутствие на Украине. Большое количество военной техники было перенесено в Крым для крупномасштабных военных учений, — отмечают они. — Российское вторжение в соседние страны изменило европейский порядок безопасности — границы были изменены силовым методом. Совершенно ясно, что Путин собирается не только взять Крым или даже Украину. Его имперские амбиции простираются гораздо дальше. 

Испуганные амбициями российского лидера шведские парламентарии видят вступление всячески подчёркивающей свой нейтралитет Швеции в НАТО единственным способом спастись от "российской угрозы".

— Мы считаем, что внешняя и оборонная политика должна быть скорректирована. Парламент Швеции большинством голосов уже одобрил договор с НАТО по приёму страны в военный альянс. Вступление в организацию могло бы повысить нашу безопасность. Полное членство должно быть достигнуто к 2020 году, — требуют они в своём докладе.

Также шведские депутаты полагают, что Европе следует усилить давление на Россию посредством санкций в сфере энергетики. 

— Хорошо, что Европейский союз ужесточил санкции в отношении России, но мы считаем , что они должны быть расширены за счёт включения большего числа компаний энергетического сектора. Энергетическая политика России очень важна для неё. В 2006 году она прекратила поставки газа на Украину, чтобы заставить страну воздержаться от заключения соглашений об ассоциации с ЕС, — говорят авторы. 

В тексте также отмечается, что необходимо остановить проект газопровода "Северный поток — 2", так как он будет способствовать не только российскому присутствию на шведском острове Готланд и в Балтийском море, но и росту зависимости Европы от российского газа. 

Военный политолог Александр Перенджиев убеждён, что реальным мотивом для блокировки "Северного потока — 2" является не озабоченность Швеции возрастающей ролью России в регионе, а внутриевропейская борьба.

— "Северный поток— 2" — это российско-германский проект. Германия получает от него серьёзную выгоду. Благодаря нему она станет главным распределителем газа в Европе. Это возмущает страны Северной и Восточной Европы. Они не хотят открыто выступать против Германии, поэтому прикрываются такими заявлениями, — отмечает эксперт.

Кроме того, он отмечает, что за стремлением шведских парламентариев примкнуть к Североатлантическому альянсу также кроются иные мотивы.

Заведующий отделением европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов полагает, что педалирование российской угрозы Швецией типично в ситуации, когда Россия признана главной виновницей разрушения европейской системы безопасности.

Эксперт добавляет, что политика Швеции в отношении сближения с НАТО началась задолго до событий на Украине:

— Тогда относительно российской северной активности в альянсе говорили, что раз Швеция не является членом НАТО, то на неё не будут распространены гарантии коллективной обороны внутри союза, — рассказывает Дмитрий Данилов, — теперь эта тема раскручивается на волне кризиса в отношениях Запада и России. Швеция хочет извлечь для себя выгоду, переформатировав оборонную активность НАТО в северном направлении, где она хочет играть ведущую роль.

Также эксперт отмечает, что Швеция, формально не являясь членом НАТО, взаимодействует с альянсом наравне с его участниками.

— Швеция является особым партнёром НАТО: проводит постоянные плотные консультации с альянсом, Швеция была представлена на Совете министров обороны НАТО, — говорит Дмитрий Данилов, — кроме того, развитие отношений Североевропейского оборонного сотрудничества, где Швеция играет важную роль, с НАТО используется для того, чтобы обойти формальные рамки внеблокового статуса Швеции.

Политолог отмечает, что Швеция, идя по пути укрепления отношений с НАТО и Трансатлантическим сообществом, сохраняет свой нейтралитет и при этом интегрируется в систему взаимодействия с альянсом.

Что же касается реальных перспектив вхождения страны в блок НАТО, то Дмитрий Данилов полагает, что это вряд ли возможно в обозримом будущем:

— И хотя рейтинг общественного мнения последовательно смещается от нейтралитета в сторону вступления в НАТО и составляет около 40%, такая ситуация вряд ли возможна в ближайшем будущем. Это потребует общенационального политического консенсуса. Между тем многие политические силы страны настаивают на сохранении внеблокового статуса Швеции — в частности, социал-демократы категорически против присоединения к альянсу.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров