В МВД ищут схемы генерала Сугробова
Московских борцов с коррупцией проверяет Главное управление собственной безопасности МВД: полицейских подозревают в фабрикации уголовных дел и провокациях
В особняке бывшего главка МВД по Центральному федеральному округу на Шаболовке, который сейчас занимают московские борцы с экономической преступностью и коррупцией, жизнь почти остановилась. Оперативники больше заняты не расследованием дел, а обсуждением своего будущего. А оно довольно туманное: вот уже несколько дней в УБЭПиПК идёт масштабная проверка: оперативники из Главного управления собственной безопасности МВД поднимают материалы спецопераций и личные дела некоторых сотрудников. Столичных полицейских и их агентов подозревают в фабрикации уголовных дел. Схемы очень похожи на те, которые использовались в федеральном ГУЭБиПК в бытность генералов Дениса Сугробова и Бориса Колесникова.
— Оперов из ГУСБ отправили на Шаболовку искать "торпедоносцев", — рассказывает Лайфу один из офицеров столичной полиции. Так оперативники неформально называют своих агентов, которые под видом бизнесменов или заинтересованных клиентов "разводят" чиновников на получение взяток и откатов. Они же передают им деньги. "Торпеды" всегда заряжены прослушкой, поэтому проблем с доказательствами обычно не возникает. Как только лже-бизнесмен передаёт деньги чиновнику, в кабинет врываются оперативники и проводят задержание.
Трюк с деньгами из мусорки
Поводом для проверки столичного Управления по борьбе с экономическими преступлениями стали жалобы двух бывших инспекторов ФМС — Олега Махова и Михаила Яковлева. Замоскворецкий райсуд Москвы дал каждому по пять лет за взяточничество. Суд решил, что инспекторы кошмарили московского бизнесмена Антона Аракчеева — владельца компании "Ама-Пресс". Он сам утверждал, что Махов и Яковлев якобы обещали не навещать его фирму с проверками, если он их "подмажет". На деле же Аракчеев сам достал инспекторов — бегал за ними, постоянно вёл разговоры о взятках и буквально насильно пытался всучить им деньги. Махов и Яковлев его сторонились, но бизнесмен оказался хитрее.
Однажды Аракчеев заявился на работу к Махову и Яковлеву и вновь завёл разговоры о взаимовыгодном сотрудничестве. Он был с сумкой. Через мгновение в здание ФМС ворвалась толпа мужчин в штатском, которые представились оперативниками столичного УЭБиПК. Начальнице Махова и Яковлева они объявили, что, дескать, только что задержали инспекторов с поличным при получении крупной взятки. На справедливый вопрос, где же сама взятка, оперативники почему-то полезли в мусорное ведро, стоявшее в коридоре, — оттуда они вытащили свёрток с пачкой купюр в 5 тыс. рублей. Всего там было 200 тыс. Этот свёрток в мусорке вызвал изумление у инспекторов ФМС и их начальницы: сколько дней он лежал в ведре и кто из посетителей его туда принёс, большой вопрос. Позже в материалах уголовного дела будет написано, что, когда Аракчеев принёс сотрудникам ФМС взятку, Махов и Яковлев его встретили в коридоре и указали ведро, куда нужно бросить свёрток с деньгами.
Сами осуждённые инспекторы на следствии и в суде свою вину справедливо не признавали, а само дело просили проверить на провокацию.
– Ещё во время судебного следствия выяснилось, что Антон Аракчеев был профессиональным потерпевшим — он упоминается во многих делах о коррупции, которые были возбуждены по оперативным материалам столичного УБЭПиПК,— говорят источники Лайфа в ГУСБ МВД.
Об этом же говорит и защитник Олега Махова Дагир Хасавов.
— Аракчеев, куда бы он ни приходил, приходил с диктофоном, записывал свои разговоры и склонял людей к даче взятки,— рассказал Лайфу Хасавов.
Несмотря на веские доводы защиты об истинном занятии потерпевшего Аракчеева, добиться полного оправдания Махова и Яковлева в суде не удалось.
— Суд лишь вынес частное определение следователям Следственного комитета, которые занимались этим делом, — рассказывает Хасавов. — Они ведь также допустили нарушение закона, не заметив провокации.
Уже осуждённые Олег Махов и Михаил Яковлев написали жалобу на оперативников столичного УЭБиПК в МВД, откуда к борцам с экономической преступностью и прислали ревизию. Оперативников проверяют на фабрикацию уголовных дел и другие нарушения закона.
Заветы генерала Сугробова
Подобные схемы успешно работали в ГУЭБиПК МВД, когда подразделением руководили генералы Денис Сугробов и Борис Колесников. Их подчинённые сколотили целый штат агентов, которые собирали урожаи высокопоставленных коррупционеров. В какой-то момент полицейские почувствовали слишком могущественными и решили "разоблачить" высокопоставленного коллегу из ФСБ.
По версии следствия, сотрудники ГУЭиПК по своей инициативе в октябре 2013 года начали разрабатывать заместителя начальника 6-й службы 9-го управления (Управления собственной безопасности) ФСБ Игоря Дёмина, которому якобы предложили за крышевание бизнеса выплачивать по 10 тысяч долларов ежемесячно, а чекист написал рапорт начальству. В результате главными фигурантами этого дела стали начальник ГУЭБиПК, генерал-лейтенант полиции Сугробов и его заместитель генерал Колесников.
Сугробов и целая группа его подчинённых были арестованы в 2014 году. 21 февраля 2014 года президент Владимир Путин отправил генерала в отставку, а в марте его уволили из органов внутренних дел. Вскоре после этого были задержаны и впоследствии арестованы Колесников и глава управления "Б" ГУЭиПК Салават Муллаяров, а в мае Басманный суд Москвы санкционировал самого Сугробова.
Сейчас дело "оборотней в погонах" и их агентов рассматривается в Мосгорсуде. Генерала и девятерых его сообщников обвиняют в организации преступного сообщества, провокации взятки и превышении должностных полномочий. За это им грозит вплоть до пожизненного срока. Следователи выяснили, что полицейские регулярно улучшали свои служебные показатели, фабрикуя уголовные дела против чиновников и бизнесменов. Для этого они и подсылали к бедолагам лжебизнесменов, которые и брали чиновников измором. Если они не соглашались на сотрудничество и отказывались брать свертки и сумки с деньгами, как и в случае с Аракчеевым, взятки просто подбрасывались в кабинеты и под двери.
Пока бывшим борцам с коррупцией предъявлено обвинение по 21 эпизоду. Следствие считает, что с подачи генерала Дениса Сугробова, его подчинённых и агентов, фигурантами сфабрикованных уголовных дел оказались почти 30 человек. 18 из них провели под следствием в СИЗО, зато оперативники и следователи процветали: докладные записки с результатами якобы успешной работы по борьбе с коррупцией ложились в итоговые отчёты, закладывались в представления и аттестации продвижения по службе. Оперативники получали звания, награды и премии.
— Именно провокации погубили целое управление МВД во главе с генералами Денисом Сугробовым и Борисом Колесниковым, — говорит защитник Хасавов.
Теперь он не исключает, что после проверки столичного филиала ГУЭБиПК в деле Сугробова и его подчинённых могут появиться новые эпизоды.
Представители ГУ МВД по Москве не смогли прокомментировать Лайфу ситуацию с проверкой сотрудников УЭБиПК.