Регион

Уведомления отключены

8 октября 2016, 09:00

Записки психиатра. Как родители создают ребёнку диагноз

Наш постоянный автор и врач-психиатр рассказывает о том, что родителям, прежде чем попытаться вылечить детей от психических заболеваний, следует посмотреть на свои отношения.

Фото: © Flickr / Sal

Фото: © Flickr / Sal

Как шутят коллеги, у психиатра (впрочем, как и у врача любой другой специальности) есть три степени постижения врачебного дао. Первая наступает после окончания университета и прохождения интернатуры. Её девиз: "Все больны, всех надо лечить!". Вторая приходит позже, когда часть навыков отработана до автоматизма, и высвобождается некоторое время, в том числе на творческий поиск. Девиз второй степени психиатрического дао — "Так чем же лечить?". Третья наступает ещё позже и не у всех, поскольку мудрость не всегда коррелирует с годами и жизненным опытом, и звучит так: "А может, вот это не лечить?" 

Как вы уже поняли, сегодня речь об одном из случаев, который как раз далеко не всегда следует лечить. Точнее, о целой группе схожих случаев. Обычно с этим обращаются к детскому психиатру. Приводят ребёнка и просят назначить лечение. Почему? Да потому что это не ребёнок, а просто скопище вредных привычек. То почёсываться начнёт, то плечиком дёрнет, то подбородком, то сморщится, то ногти начинает себе грызть... кстати, ногти! У него же эта... трихотилломания, вот! И нервные тики! И синдром дефицита внимания с двигательной гиперактивностью! И, глядя на доктора, ждут, что тот сейчас откроет свой волшебный чемоданчик и достанет оттуда горсть чудесных таблеток.

И начинают удивляться, а то и сдержанно возмущаться, когда доктор (особенно если уже видавший виды, статусы и слыхавший всякие анамнезы) начинает расспрашивать о вещах, которые никакого отношения к делу не имеют. Нет, не было токсикоза. И роды были в срок. И пошёл он в срок, и заговорил вовремя. Нет, травм не было. Нет, тяжело не болел. Нет, в роду беременных не было... тьфу ты, психически больных, то есть! Запутали вы меня совсем, доктор! Ну при чём тут наши семейные отношения? Ну да, не всё гладко. Да, бывает, что орём друг на друга. Не так, чтобы до рукоприкладства доходило, но бывает, что дым коромыслом. Но это же обычное дело: не первый год замужем. 

А доктор расспрашивает не из природного любопытства. Просто действительно бывают случаи, когда симптомы у ребёнка вроде бы есть, но, с одной стороны, появились они не так давно, с другой стороны — яркие, заметные, но нестойкие и быстро сменяют друг друга: то он навязчиво шмыгал носом (без насморка), то дёргал конечностями, то грыз ногти, то царапал или кусал себя. При этом сам мозг, как орган, ни от чего особо пострадать не успел: беременность и роды прошли гладко, головой ни обо что сильно не бился, подолгу ребёнок не болел. И с наследственностью всё более-менее гладко. И тут стоит вспомнить, что есть ещё одна причина таким вот летучим, быстро сменяющим друг друга невротическим реакциям (именно реакциям: здесь до оформившегося невроза дело ещё не дошло). Причина эта — реакция ребёнка на неблагоприятные внешние факторы. Какие? Их несколько. Перечислю самые характерные.

Первый — это реакция на напряжённую обстановку в семье. Ведь родители для него — это столпы мироздания. Пока ещё. А теперь представьте, что между этими двумя титанами идёт битва. С громом, молниями, землетрясением и прочими апокалиптическими атрибутами. Либо титан один, но в активном поиске и с кучей претензий ко всем вокруг — и не в последнюю очередь к своему ребёнку. Вот вам легко бы жилось, если бы мироздание конкретно вас невзлюбило? 

Второй — это сложности с адаптацией в детском саду. Причин, почему оно так происходит, может быть много, начиная от того, что за детки подобрались в группе, и заканчивая уровнем профессионализма и личной психопатологией воспитателей. Ну бывает такое, что не вписался ребёнок в свой первый коллектив. Оно, конечно, пройдёт, сгладится, но реакцию может дать и след оставить.

Третий — это школа. В основном младшие классы. Особенно если школа с какими-то высокими планками и показателями в учёбе, и всех учеников усиленно тянут, натаскивают, а на отстающих порыкивают. Либо если с одноклассниками не заладилось.

Четвёртый — это завышенные требования и ожидание высоких результатов от ребёнка. Мол, давай-ка после уроков топай на танцы, потом на иностранный язык, плюс музыкальная школа — и смотри, чтоб были одни пятёрки! У нас, знаешь ли, в семье троечников не было!

И пятый — это гипо- или гиперопека. Причём и то, и другое ничего хорошего ребёнку не сулит. В случае гипоопеки он будет чувствовать себя ненужным, невостребованным, этакой сорной травой под ногами, что, сами понимаете, будет способствовать и невротизации, и протестным реакциям. С гиперопекой не лучше: в своей готовности задушить любовью и контролем кое-кто из родителей просто не знает мер и границ. И ребёнок, чувствуя, что теряет себя как индивидуальность, как самостоятельную личность, будет ощущать как минимум постоянный дискомфорт.

На самом деле таких факторов больше, я просто перечислил наиболее характерные. Основной принцип один: есть внешние неблагоприятные обстоятельства, которые психика ребёнка не в состоянии перемолоть. И она выдаёт невротическую реакцию. Что делать?

Ещё до того, как вы дозреете до необходимости похода к детскому психиатру, просто поставьте себя на место ребёнка и подумайте: а что вот лично вам в такой ситуации причиняло бы неудобства и страдания? И есть ли возможность изменить эту ситуацию так, чтобы она перестала на ребёнка давить? Ведь порою достаточно просто убрать или ослабить внешний неблагоприятный фактор — и через некоторое время (не сразу, не завтра, поскольку зарабатывалась такая реакция тоже не одним днём) вы увидите, что симптомы слабеют и исчезают. Ну а уж если такого не произойдёт — добро пожаловать на приём.

Читайте также:

Записки психиатра

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров