Регион

Уведомления отключены

4 августа 2016, 07:30

Авария Tesla и заблуждение потребителей

Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies и эксперт в области машинного зрения, — о том, как может навредить недобросовестная реклама новым технологиям.

Фото: © Getty Images/Sean Gallup 

Фото: © Getty Images/Sean Gallup 

Всё последнее время не только участники рынка беспилотных автомобилей, но и все те, кто хоть мало-мальски имеет к нему отношение, продолжают горячо обсуждать тему электромобиля Tesla, оснащённого интеллектуальной системой помощи водителю и попавшего в аварию, повлекшую за собой гибель человека. Я только что вернулась из деловой поездки по ведущим европейским исследовательским центрам, включая Кембридж и Оксфорд, — так там практически каждый разговор профессура или эксперты начинали с темы аварии. Её затрагивали даже учёные из областей, не связанных напрямую с искусственным интеллектом, таких как, например, материаловедение. Понятно, что общество, с одной стороны, желает и ожидает скорейшего перехода к новому типу транспорта, но, с другой, опасается его, как в своё время боялось автомобилей, метро и самолётов. В такой ситуации каждый негативный пример может восприниматься как опасный тренд.

Результаты поездки, а также анализ доступной информации позволяют сделать ряд выводов, на которые, на мой взгляд, как разработчикам, так и пользователям автомобилей, в которых заявлены отдельные функции автономного вождения, нужно обратить самое пристальное внимание. Первый касается этической стороны маркетинга автопроизводителей, стремящихся всеми силами привить потребителям ощущение того,  что автономный автомобиль — уже свершившееся событие. 

Скриншот с официального сайта Tesla

Скриншот с официального блога Tesla

Я думаю, что большой ошибкой Tesla, а также ряда других автопроизводителей стал формат продвижения своей продукции, который предполагает использование терминов Autopilot и т. п. уже на ранних стадиях применения в своих машинах систем помощи водителю, имеющих прямые ассоциации с "беспилотный", "автономный" и пр. Tesla начала такую рекламную активность с октября прошлого года, когда выпустила обновление программного обеспечения для Model 8, позволяющее ей двигаться в частичном автономном режиме. Система Autopilot, согласно сайту компании, позволяет автомобилю удерживаться в полосе движения, поддерживать скорость и дистанцию и при включении поворотника, учитывая помехи, перестраиваться в соседнюю полосу.

Практически все мои собеседники, с которыми я общалась в Европе, согласились, что слово "автопилот" мгновенно соотносится у большинства людей с аналогичным механизмом самолёта и подразумевает собой возможность полного отсутствия пилота в кабине. Не надо быть особым провидцем, чтобы не понимать, что и рядовой пользователь, садясь на водительское сиденье Model 8, насмотревшись рекламных роликов компании, начитавшись в социальных сетях PR-постов о прелестях беспилотной езды, прослушав профессиональную "загрузку" менеджера по продажам беспилотников Tesla и протестировавшего функцию автоматической парковки, не будет думать как-то по-другому.

Он будет читать книгу, смотреть фильм и т. д. Его не уберегут от аварии ни мелкошрифтовый подстрочник о необходимости держать руки на руле, ни предупреждения системы безопасности. Он и понятия не имеет, что существует пять уровней системы интеллектуальной помощи водителю и на всех нижних уровнях водитель просто не имеет права убирать руки с руля. Их даже нельзя убирать на активных стадиях работы интеллектуальной системы, например автоматического подруливания. В какой-то степени подтверждают эту точку зрения и сообщения очевидцев аварии Tesla, утверждающие, что погибший водитель-пассажир был занят во время поездки просмотром фильма о Гарри Поттере. Итог — моральная ответственность за агрессивный маркетинг и его последствия должны полностью лежать на компании-разработчике.

По всей видимости, именно авария с Tesla и стала самым серьёзным поводом, который обеспокоил широкую общественность в США и в лице которой Федерация потребителей Америки (Consumer Federation of America) на прошлой неделе обратилась с письмом в Федеральную комиссию по торговле США (Federal Trade Commission), где потребовала проследить за маркетингом автопроизводителей, связанных с производством информационных технологий. Основные претензии общественников были направлены в адрес компании Mercedes, которая, как и Tesla, в последнее время грешила некорректным ведением своего маркетинга. По мнению ассоциации, рекламные ролики и объявления компании вводят потребителей в заблуждение, представляя новую модель Е-класса как автономный автомобиль, в то время как она требует постоянного контроля человека. 

"Неверная подача информации может дать потребителям ложное чувство безопасности при работе автономного режима автомобиля", — говорится в документе.

При этом информация о невозможности автомобиля двигаться без участия водителя даётся автопроизводителем мелким шрифтом в самом низу рекламных объявлений и роликов компании. Это также противоречит руководству FTC, согласно которому информация, если она не соответствует основным функциям, заявленным производителем, не может даваться мелким текстом. 

Пример рекламы Mercedes в печатных СМИ. Фото: © ELECTREK

В итоге Mercedes был вынужден отозвать свою рекламу автомобилей E-класса в США. Уже в пятницу ссылки с видеороликов Mercedes на его официальный сайт перестали работать.

Второй вывод, который может быть сделан по итогам аварии, следует адресовать разработчику искусственного интеллекта (ИИ), используемого в автомобилях Tesla, — израильской компании Mobileye, и этот вывод, скорее всего, будет связан с математикой и качеством используемой автопроизводителем камеры. Судя по тому, как информация об аварии была подана в СМИ, можно предположить, что по своим характеристикам видеокамера, использованная в Model 8 Tesla, скорее напоминает подслеповатого водителя, чем устройство, позволяющее сделать движение безопасным. Кроме того, способность, а точнее неспособность ИИ от Mobileye отличать белое препятствие на светлом фоне, не является чрезмерно сложной задачей. Более того, она уже успешно решена многими компаниями, в том числе и Cognitive Technologies, что больше свидетельствует о слабости математики, чем о неразрешимости проблемы. Результат такого положения дел не заставил себя долго ждать — 26 июля Tesla и Mobileye прекратили свои отношения в области разработки и использования новых продуктов на основе ИИ.

Наконец, третий вывод. В представленном на прошлой неделе докладе Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) США не сказано ни слова о том, что стало реальной причиной аварии Tesla. Не говорится и о том, когда эта информация сможет появиться. Настолько беззубый документ даёт повод задуматься в прямой заинтересованности американского государства в мягкой оценке ситуации, в которую попал национальный автопроизводитель. Действительно на этапе перехода к новым технологиям вряд ли стоит ожидать, что нынешняя авария окажется последней. Тогда зачем лишний раз волновать участников рынка и потребителей?

Ещё одним итогом моей поездки по известным европейским университетам стало единство мнений наших коллег о необходимости создания в сложившейся ситуации независимого общественного международного органа, который на этапе формирования рынка беспилотных транспортных средств сможет давать качественную экспертизу безопасности как маркетинговых, так и технологических средств и возможностей компаний — его участников. Это необходимый инструмент прозрачности, своего рода аналог влиятельных средств финансовой экспертизы: Fitch, Moody’s и Standard&Poor’s. Общественность должна знать и понимать, насколько опасна или безопасна новая технологическая продукция мирового автопрома. Это решение назрело, ведь на кону стоит человеческая жизнь. Об этом сегодня идут дискуссии на достаточно высоком уровне, где, мы надеемся, и России будет отведено достойное место.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров