Регион

Уведомления отключены

6 декабря 2016, 08:00

Киберкостюм для больниц. Чем удивил московский VR-хакатон

В Москве завершился хакатон по VR и AR. Лайф посмотрел проекты и рассказывает, чего ждать от индустрии виртуальной и дополненной реальности в ближайшие годы.

Фото: © AFP/EAST NEWS © wikipedia.org © Kinopoisk/Робокоп

Фото: © AFP/EAST NEWS © wikipedia.org © Kinopoisk/Робокоп

"Главное, что Hearthstone лагает сильнее"

Вокруг горы ноутбуков и нескольких мощных системных блоков бегает пять человек. Наконец один спрашивает: "Коллеги, а ни у кого нет переходника с HDMI на mini displayport? А то наш подводит". Зал молчит. Так начинается презентация главного российского хакатона (хакатон — это марафон по созданию IT-проектов, в ходе которого участники работают в командах больше суток без перерыва) проектов для VR (виртуальной реальности) и AR (дополненной реальности).

Такое начало не говорит о том, что организаторы плохо подготовились. Просто технологии VR и AR относительно молоды и пока не стали естественной частью нашей жизни. Поэтому и кабель под устройства VR никто не хранит в кармане. Но уже через лет пять нам придётся носить его с собой. 

3D-картины

Важный момент: VR и AR всё-таки используют уже имеющийся опыт визуальных наработок, ведь продать продукт с отвратительной графикой сегодня невозможно, пользователи избалованы "красотами". Но, с другой стороны, VR-графика резко проигрывает привычной нам плоской картинке по качеству: вся проблема в пока слабой производительности устройств для VR/AR и в высокой ресурсоёмкости при отрисовке такой виртуальной графики.

Вот участники и разрываются: надо и красивую картинку показать, и о геймплее не забыть, чтобы всё это работало на имеющемся железе. Получается, каждый раз работа на грани допустимого качества. Как сказал один из участников перед презентацией, "главное, что Hearthstone (кросс-платформенная карточная игра с несложной графикой. — Прим. Лайфа) на моём телефоне лагает сильнее, чем наш проект".

Игры — двигатель VR-прогресса

Как и во многих других компьютерных технологиях, эффектнее всего в VR/AR смотрятся игры. Конечно, сделать проработанную игру за 24 часа, тем более в VR, нереально. Поэтому команды, которые занимались играми, в основном делали упор на оригинальную механику. На выходе неплохих игр оказалось две. 

Старый добрый экшен

Лучшим проектом в итоге жюри признало нехитрый экшен под HTC Vive. Игрок должен пройти уровень с помощью телепортаций. Для того чтобы переместиться, нужно бросить шарик — куда он упадёт, туда и можно телепортироваться. В общем, гибрид гольфа и виртуальной реальности. Смотрите сами.

На первый взгляд игра простая. Напомним, в VR перемещать персонажа в пространстве очень неудобно: обычно для этого нужно бегать самому, будучи в очках виртуальной реальности. Порой это приводит к смертельно опасным трюкам, так что подобные способы с шариком очень помогают всему игровому сообществу обойти недостатки VR. Ведь шарик можно заменить на что угодно. Например, на паутину Человека-паука. Вот тебе и симулятор супергероя.

Виртуальные солдатики

Второй интересной игрой стал проект под Microsoft HoloLens. Это как раз не виртуальная реальность, а дополненная. На мой взгляд, она вообще выгодно отличается от VR: можно сидеть с друзьями, пить пиво на кухне и расставлять войска прямо на кухонном столе. Этот функционал и реализовала команда из московского стартапа HoloGroup. 

Вообще проектов такого типа под дополненную реальность немало. Самый популярный ход — это перенос в AR карточных игр. Например, той же Hearthstone. Гораздо интереснее играть в карточные игрушки, когда из карты может вырваться виртуальный дракон и сожрать виртуального тролля. В общем, проекты такого типа однозначно станут первыми хитами под HoloLens. 

VR on air

В игровой сфере есть своя особенность: деньги за продукт приносят лишь конечные пользователи после покупки в магазине или онлайн-сервисе, а это часто процесс медленный и трудно предсказуемый. То ли дело проекты для бизнеса. Но бизнесу игры не нужны. Зато нужны, например, трансляции. Не только спортивные — можно транслировать и концерты.

Приложение для таких трансляций позволит выбирать разные места на поле или сцене и следить за игрой с самой удобной точки. Таких проектов на хакатоне было два. Но нельзя сказать, что они инновационные. Те же Nike и Samsung активно проводят подобные эксперименты с футбольными трансляциями. Например, первая компания весной выпустила ролик для VR из раздевалки турецкой сборной.

Живая Третьяковка 

"Представьте, что вам нужно затащить ребёнка в картинную галерею, а он хочет смотреть мультики" — примерно так продвигает свой проект команда ArtGo. Их приложение не про виртуальную и даже не вполне про дополненную реальность. Скорее, про обработку изображений. Но оно очень эффектное. Команда научила приложение распознавать картину, а затем запускать поверх неё анимационную сцену и добавлять озвучку или музыку. То есть картина "оживает". Они уже опробовали приложение в Третьяковской галерее. Детям понравилось больше всего.

Правда, на поверку оказалось, что ребята создали приложение два года назад. За хакатон они лишь доработали его, например сделали более плавную анимацию. Но такое направление однозначно перспективно: достаточно посмотреть на популярность интерактивных выставок. К тому же перспективность такого подхода признала и компания Intel — настоящий ИТ-гигант, известный своими процессорами. Шлем под кодовым названием Project Alloy работает по тому же принципу.

Настоящий киберкостюм!

Да, именно так, настоящий киберкостюм! Пожалуй, самый интересный проект на всём хакатоне. Он считывает импульсы тела и передаёт их в виртуальную реальность или, наоборот, передаёт ощущения из виртуальной реальности вашему телу. Применение — самое разное. От более глубокого погружения в VR-игры до реабилитации больных с нарушениями двигательных функций. Конечно, за 24 часа такой костюм не создашь. У команды Cyber Myonics ушло три года на работу с технологией. И они не собираются останавливаться.

На хакатоне показали UFO Tracker — прототип устройства, которое позволит управлять разными компьютерными интерфейсами с помощью мимики лица. Оно считывает движение лицевых мышц, глаз и направление взгляда и в перспективе сможет преобразовывать всё это в команды, к примеру для моторизованного инвалидного кресла или клавиатуры. Разработка будет интересна и VR-геймерам, ведь печатать на клавиатуре в виртуальной реальности невозможно.

Но удивительнее всего история, которая стоит за созданием компании и обоих устройств. Если вкратце, Ольга Левицкая повредила руку и пыталась вернуть себе способность играть на саксофоне и гитаре. Сама она рассказывает об устройстве так легко и интересно, что лучше просто послушать.

Куда идёт VR с AR? Это не секрет

Этот хакатон от AVRA (Ассоциации дополненной и виртуальной реальности) можно смело считать отражением того, что происходит в мире VR и AR на глобальной арене. Из 31 проекта действительно интересными оказались 6–7. То есть около 20%. Индустрия — как начинающие разработчики, так и опытные — находится в поиске. Там, где было можно, стандартные механики перенесли в VR. Но это счастливая случайность: чаще всего взаимодействие пользователя приходится продумывать заново.

Представители Samsung, Microsoft и других крупных компаний, которые оценивали проекты, в один голос говорят: преимущество VR в низком пороге входа. То есть начать можно почти с нуля: в индустрии пока нет гигантов, которые всё подмяли под себя. В отличие от классического гейминга — уж там конкурировать с крупными студиями очень сложно. А тут достаточно знаний работы с Unity — и вы почти в том же положении, что крупные игроки. Хороший пример — победители этого хакатона, авторы игры с телепортацией под шлем HTC Vive. Только представьте, ребята приехали в Москву из Ростова-на-Дону, из Университета путей сообщения. То есть попросту из университета, где в основном готовят кадры для работы на железных дорогах. Казалось бы, где железные дороги и где VR?

Лет через 10–15, а то и раньше VR станет для нас такой же обыденной вещью. Главное сейчас — не опоздать на этот технопоезд.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров