Стамбульский клубок
Турецкие военные предприняли попытку военного переворота в стране, но самым большим их успехом стало временное бегство президента Реджепа Эрдогана.
Вечером 15 июля группа вооружённых мятежников попыталась осуществить военный переворот в Турции. Жители Стамбула лишились доступа к социальным сетям "Фейсбук" и "Твиттер", а над городом начали летать истребители и военные вертолёты. Одновременно с этим полиция перекрыла движение по двум мостам через пролив Босфор в Стамбуле, соединяющим европейскую и азиатскую части города. Мятежники постарались взять под контроль ключевые инфраструктурные объекты: к аэропорту начали подтягивать танки, военные, принимавшие участие в перевороте, блокировали парламент и другие госздания.
Видимо, уверовав, что им удалось свергнуть действующего президента, представители генштаба заявили о захвате власти в стране и задержании членов правительства.
— Турецкие вооружённые силы полностью взяли на себя управление страной, чтобы восстановить конституционный порядок, соблюдение прав и свобод, верховенства права и общей безопасности, которые были нарушены. Все международные соглашения по-прежнему действительны. Мы надеемся, что наши хорошие отношения со всеми странами будут продолжены, — говорилось в сообщении мятежников.
Однако восставшим на деле не удалось сделать главного — не были арестованы глава правительства и президент Реджеп Эрдоган. Также не удалось захватить ни одного министра. В этой ситуации военным не оставалось ничего другого, как призвать народ сохранять спокойствие и не выходить на улицы.
Впрочем, к этому моменту очнувшиеся от первого шока лояльные действующему президенту страны военные и сотрудники спецслужб вступили в открытое противостояние с мятежниками.
Сразу после сообщения о мятеже Эрдоган покинул Турцию. Американские СМИ даже заявили, что он попросил политическое убежище в Германии. Однако выкидывать белый флаг Эрдоган не собирался.
И вскоре спецслужбы объявили, что им удалось предотвратить захват власти. Эрдоган моментально вернулся и заявил, что власть в стране является результатом выбора 45 миллионов жителей страны. Интересно, что в то же время жителям Стамбула от имени президента Турции начали приходить СМС с призывом "взять демократию в свои руки".
— Сегодня день демократии. Надо взять демократию в свои руки, — гласил текст сообщения.
После этих слов (а возможно, свою роль сыграли и вовремя разосланные СМС) жители Стамбула и других городов Турции начали выходить на улицы, чтобы продемонстрировать свою поддержку действующей власти.
В Анкаре военные, предпринявшие попытку переворота, начали стрелять по людям, которые вышли на улицу в поддержку президента Турции, рассказала Лайфу очевидица Иноят Султанова.
— Всё здесь страшно проходит, я нахожусь в Анкаре недалеко от происходящего, площадь Кызылай, бесконечно летают истребители, был взрыв, ужасно, паника. Тех, кто выходит на улицу, расстреливают, это всё здесь проходит, стреляют по людям, мы видим, что это на Кызылай, последние пять-десять минут уже всем не до видеороликов, не до сообщений, — объяснила Султанова.
— Я специально не выхожу на улицу. Над нами постоянно летают истребители, штук семь над нашим районом. Периодически стреляют очередями. Очень близко и очень страшно! Магазины многие закрыты. Деньги снять из банкомата нереально! Везде пробки и паника, ― заявила другая российская туристка из Анкары.
Последней попыткой мятежников переломить ситуацию стала атака на аэропорт, куда прилетел Эрдоган.
Президент Турции заявил, что мятежники сбросили бомбу на аэропорт имени Ататюрка, надеясь убить ею главу государства.
— Они сбросили бомбу на аэропорт, думая, что мы там. Но это не помешало нам приехать. Сейчас над аэропортом летают самолёты F-16. Почему? Чтобы дать возможность гражданским самолётам летать спокойно, — сообщил он в ходе первой пресс-конференции, данной после возвращения в страну.
Также Эрдоган обвинил в попытке госпереворота сторонников оппозиционного проповедника Гюлена, который сейчас проживает в США.
— Всем военным командирам говорю, что верю в вас. Вы хозяева безопасности этого народа. Те, кто совершил переворот, были вашими товарищами, но, к сожалению, они не руководствовались теми же принципами. Они команды получали из Пенсильвании, — заявил он.
Официальный представитель национальной разведывательной организации Турции Ноах Йылмаз сообщил о том, что попытка военного переворота в стране была предотвращена.
Местным властям и военным Стамбула удалось выявить 104 участников попытки государственного переворота. Некоторые из них уже задержаны.
Позже советник премьер-министра Турции Кемалиттин Хасими заявил, что власти страны в течение суток должны вернуть контроль над ситуацией.
— Мы контролируем большую часть территорий, включая Стамбул. Полагаю, в течение 24 часов мы полностью будем контролировать ситуацию, — заявил он.
По мнению экспертов, причиной попытки военного переворота послужила "разбалансированная ситуация в стране".
— Этого следовало ожидать. У Турции были большие проблемы и с европейскими странами, и с Россией, и даже с собственным народом. Также я думаю, что военные не простили Эрдогану чисток, которые он провёл в армии, и, конечно, то, что Турция поддерживала во многих вопросах исламистов, в том числе закрывала глаза на действия ИГИЛ*, пропускала их через свою территорию, их наёмников. А последней каплей, наверное, было то, что после того, как был сбит российский самолёт, РФ взяла под контроль небо над Турцией и над Сирией, вынудив турецких лётчиков отказаться от полётов, — заявил сенатор, первый зампред Комитета по международным делам СФ Владимир Джабаров.
Политолог Александр Сотниченко уверен, что во многом дать отпор военным удалось благодаря религиозным деятелям.
― Через колонки минаретов и мечетей, из которых верующих призывают на молитву, пошли призывы к людям выходить на улицы, чтобы поддержать своего президента, законно избранное правительство, парламент и демократию, ― заявил он.
Как бы ни закончился переворот (в целом уже понятно, что военные не достигли своей цели), из него постараются извлечь пользу основные политические силы. Три из них враждебны турецкому лидеру, две скорее нейтральны и лишь одна может открыто выступить на его стороне.
Гюленисты
Позиция: против
Сила: идейная сплочённость
Слабость: отсутствие партии
Лицо: Фетулла Гюлен
Сторонники Фетуллы Гюлена, религиозного авторитета, живущего в США. В начале века Гюлен, представляющий сдержанную прозападную версию ислама, профинансировал открытие на территории Турции сотен школ и медицинских учреждений и стал наиболее уважаемым общественным деятелем консервативного толка.
Его движение "Хизмет" официально не зарегистрировано, но является одной из главных политических сил. Раннего Эрдогана считали ставленником Гюлена, а самого лидера ― вторым (иногда первым) по реальному влиянию человеком страны.
К 2013 году Эрдоган посчитал себя достаточно сильным, чтобы избавиться от влияния сильнейшего союзника. Между лагерями Эрдогана и Гюлена началась жестокая война компроматов. До недавнего времени казалось, что победил в ней турецкий президент.
Кемалисты
Позиция: против
Сила: мощная партия и старые деньги
Слабость: нет харизматичного лидера
Лицо: Кемаль Кылычдароглу
Официальные последователи создателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка (1881–1938). Вообще-то в Турции за Ататюрка на словах буквально все, включая Эрдогана, но кемалисты считают, что президент ведёт страну не туда, куда завещал великий вождь.
Образованное городское население в основном поддерживает кемалистскую партию CHP (но не в Стамбуле) и противопоставляет себя живущему большей частью в глубинке избирателю Эрдогана. Для победы на открытых выборах кемалистам не хватает харизматичного лидера, у консерваторов Эрдогана в стране небольшое, но стабильное большинство.
Националисты
Позиция: нейтралитет
Сила: сплочённая молодёжь
Слабость: ограниченный электорат
Лицо: Девлет Бахчели
В последние 20 лет получают на выборах от 8 до 17 процентов и традиционно враждуют с любыми другими политическими силами. Хотят примерно того же, что и правые в большинстве европейских стран: чтобы нацменьшинства и иностранцы сидели тихо.
Лидер представляющей националистов партии MHP Девлет Бахчели по большинству политических вопросов занимает позицию "один против всех" и вряд ли изменит себе в решающий для страны момент.
Курды:
Позиция: нейтралитет
Сила: общая кровь
Слабость: сепаратизм
Лидер: Абдулла Оджаллан
У курдских политиков не складываются отношения с президентом, который за каждым терактом, даже с явным почерком ИГИЛ, видит след их братьев, но история отношений к турецким курдам со стороны главных противников Эрдогана ― кемалистов ― более трагическая. При них в XX веке курдам запрещали использовать родной язык, а порой и называться тем, кем они являются. Договариваться о более широкой автономии главному нацменьшинству страны будет трудно с любым политиком, властвующим в Анкаре.
Левые
Позиция: против
Сила: модные идеи
Слабость: нет большой партии
Лидер: Фиген Юксекдаг
Традиционно выступают политическими союзниками курдов. Феминистка Фиген Юксекдаг выступала на выборах 2014 года в качестве второго человека в курдской партии HDP. Левая молодёжь активно участвовала в протестах 2013 года на площади Таксим. Эрдоган для левых ― символ ненавистного истеблишмента. Придёт к власти представитель какой-то другой силы и станет для них новым антисимволом.
Партия справедливости и развития
Позиция: за
Сила: партия власти
Слабость: партия власти
Лидер: Тайип Реджеп Эрдоган
Главный оплот эрдогановской бюрократии и главная мишень всех его противников. На выборах 2014 года в четвёртый раз получила большинство кресел в парламенте.
* Организация запрещена в России по решению Верховного суда.