Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
8 марта 2017, 10:00

Принцессы, которым не нужны принцы. Как феминизм сломал студию Диснея

Disney прошла путь от компании, созданной человеком, открыто поддерживающим Гитлера, до самой толерантной студии, в фильме которой впервые появится персонаж-гей. Вместе со студией, старающейся следить за всеми мировыми трендами, менялись и развивались и её герои. Как Disney стала главным оплотом феминизма, разбирался обозреватель Лайфа.

Фото: © Flickr/Marc © Kinopoisk/"Золушка","Красавица и чудовище","Рапунцель","Холодное сердце"

Фото: © Flickr/Marc © Kinopoisk/"Золушка","Красавица и чудовище","Рапунцель","Холодное сердце"

Оглавление
Белоснежка в ожидании мужчины
Золушка в поисках мужа
Спящая красавица ждёт спасения
Ариэль стремится на сушу
Белль против мужчин
Жасмин требует свободы
Покахонтас сражается за свой народ
Мулан борется за равноправие
Тиана строит собственный бизнес
Рапунцель сама решает проблемы
Эльза принимает себя такой, какая есть

16 марта в российский прокат выходит киноадаптация классической диснеевской сказки "Красавица и чудовище", которая ещё до премьеры успела наделать шума скандалом о появлении первого в истории студии открытого персонажа-гомосексуала. В преддверии 8 марта данная шумиха выглядит особенно интересно, так как отношение студии к мужским и женским персонажам разительно менялось год за годом, постепенно выводя принцесс на первый план и отодвигая принцев и их помощников куда подальше.

Белоснежка в ожидании мужчины

Уже в "Белоснежке" 1937 года, первом культовом полнометражном фильме Disney, стало понятно, что женщины играют в сказочной вселенной Микки Мауса основополагающую роль. Единственные мужские персонажи в картине показаны нарочито неуклюжими, глупыми и зацикленными на собственной работе. От женщин им нужно, чтоб всё было постирано, убрано и еда была приготовлена, пока они, распевая песенки, добывают уголь в шахтах. Белоснежка, пусть и выступала, по большей степени, домработницей, демонстрировала, что на самом деле на вот таких вот хрупких плечах и держится этот мир. Правда, в итоге она всё равно превратилась в классическую "даму в беде", спасти которую может только прекрасный принц. Так ещё и через поцелуй. А большую сексуальную объективацию и представить сложно.

Фото: © Kinopoisk/"Белоснежка и семь гномов"

Фото: © Kinopoisk/"Белоснежка и семь гномов"

Золушка в поисках мужа

Так или иначе принц был крайне важен для диснеевской принцессы. Встреча с ним — главная цель Золушки. Вся жизнь главной героини фильма 50-го года строится вокруг мужчины. Чтобы добиться его, она готова пойти на всё. "Золушка" была своеобразным гимном зависимости женщин не только от мужчин, но и от обстоятельств. Героиня изо всех сил старалась выбраться из ловушек, в которые загнала её судьба, вот только спасение она видит в мужчине, который заберет её во дворец, за которым можно будет спрятаться, как за каменной стеной.

Спящая красавица ждёт спасения

"Спящая красавица" — во многом история про судьбу и неизбежность. Несчастная принцесса Аврора с рождения приговорена к тому, что умрёт на своё шестнадцатилетие. Сама она ничего о проклятии не знает и просто ждёт своей участи. Ведь её единственная цель — разлечься в глубоком сне и ждать того самого принца, который придёт и, опять же, поцелуем развеет чары и спасёт и её, и королевство, которое придёт в упадок, если она будет долго спать .

Ариэль стремится на сушу

Своенравие и сила стали появляться у героинь Disney с "Русалочки". Ариэль твёрдо знает чего хочет, и это не её выбирает принц, а она сама увидела его и твёрдо решила добиться, несмотря ни на что. А ради такого можно и голосом пожертвовать, и на сушу выбраться. И пусть мужчина и является её целью, он никак уже не влияет на развитие сюжета. Ей нужно выбраться на сушу. Узнать, для чего нужны все эти странные предметы и каково это — ходить по твёрдой земле. На дворе 1989 год. Женщины становятся сильнее. Борются за свои права. А вместе с ними в свои руки берут всё и диснеевские принцессы.

Фото: © Kinopoisk/"Русалочка"

Фото: © Kinopoisk/"Русалочка"

Белль против мужчин

Картина "Красавица и чудовище" продемонстрировала нам своенравную и сильную героиню, которой мужчины только мешают. Гастон — олицетворение грубой мужской силы, наглости и отношения к женщине как к вещи. Шутка ли, даже влюбиться Белль выпало в неотёсанное животное. И, как типичная женщина 90-х, она постарается сделать из вонючего грязного быка что-то хоть отдалённо напоминающее человека. Притом что мужчины уже в оригинале были представлены в не самом лучшем свете, появление в адаптации персонажа-гея делает мужчин в этой сказке если не лишними, то просто декорациями, на фоне которых красуется юная принцесска.

Жасмин требует свободы

В дальнейшем ситуация для принцев становилась только хуже. В "Алладине" Жасмин просто хотела вырваться из-под надзора отца. И вор с багдадского рынка — не более чем символ свободы, попользовавшись которым арабская красотка хочет сбежать из дворца.

Фото: © Kinopoisk/"Алладин"

Фото: © Kinopoisk/"Алладин"

Покахонтас сражается за свой народ

История о колонизаторах изначально не очень располагает к тому, чтобы быть слабой. А если ты принцесса целого племени, которому грозит вымирание, ты пойдёшь на любые крайние меры. Она — дочь вождя. А значит, никто не смеет давать ей советы, помогать или указывать, что ей делать. Покахонтас идёт на самопожертвование и готова связать свою жизнь с наглым захватчиком, только чтобы спасти свой народ и отвести опасность от своего племени.

Мулан борется за равноправие

"Мулан" — последняя классическая история Disney о принцессе. Именно в этом мультфильме происходит перерождение нежной и хрупкой девушки в настоящую бой-бабу, готовую за себя постоять. Героиня, вполне конкретно, сама примеряет на себя образ мужчины, чтобы доказать, что женщина способна сражаться наравне с мужчинами. Именно с мультфильма 1998 года образ диснеевской принцессы больше не являл собой юную барышню в поисках прекрасного принца. Отныне это сильные женщины, которые видят цель. И не останавливаются ни перед какими препятствиями ради её достижения.

Тиана строит собственный бизнес

Чернокожая Тиана из "Принцессы и лягушки" отказывается от помощи, не хочет гнаться за богатеньким принцем, а своими силами строит собственное счастье. Она, вообще, никакая не принцесса. Обычная официантка из Нового Орлеана случайно оказывается втянутой в общение с принцами и колдунами. Её главная цель — стать владелицей ресторана. К ней она и идёт. А если для этого нужно будет поцеловать лягушку или самой превратиться в жабу — не беда.

Рапунцель сама решает проблемы

Характер длинноволосой бестии из "Рапунцель: Запутанная история" разительно отличается от всех остальных принцесс. Она не очень хорошо воспитана, абсолютно не социализирована и просто от природы нагловата. А потому она абсолютно не церемонится с жалким воришкой Юджином, требует к себе внимания и исполнения желаний. Теперь она рулит ситуацией. И сбежать от колдуньи вполне может самостоятельно, без лишней помощи и шумихи.

Эльза принимает себя такой, какая есть

"Холодное сердце" стало гимном феминизма в мультипликации, окончательно выбросив мужчин как важных сюжетных персонажей и оставив их только ради комических гэгов и в качестве объектов издёвок и насмешек главных героинь. Эльза много лет пряталась и боялась собственных сил, и только расслабившись и освободившись от "рамок морали" стала собой и обрела настоящее счастье. Без всяких там принцев.

В погоне за трендами и борьбой с ущемлениями прав студия начинает постепенно дискриминировать мужчин. Сначала поменяв, фактически, принцев и принцесс местами, а теперь и начав перекраивать сексуальную ориентацию немногих оставшихся в их распоряжении мужчин.

BannerImage
Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar