Регион

Уведомления отключены

14 декабря 2016, 09:33

Платить долги "Газпрому" нечем не только "Нафтогазу", но и самой Украине

Начавшиеся осенью слушания по взаимныи искам "Нафтогаза" и "Газпрома" в Стокгольмском арбитраже могут стать для украинской компании последними в её истории. Ведь несмотря на еженедельные заявления главы "Нафтогаза" Андрея Коболева о его "высокой эффективности", платить по иску российских партнёров Киеву попросту нечем. А требует "Газпром", ни много ни мало, аж $38,7 млрд.

Фото: © REUTERS/Gleb Garanich/Files

Фото: © REUTERS/Gleb Garanich/Files

— В случае проигрыша по первому иску, если "Газпрому" удастся доказать, что по положению "бери или плати" НАК "Нафтогаз" должна компенсировать сумму, выплата $38 млрд будет неподъёмной для компании, — пожаловался том-менеджер с Украины.

Это огромная сумма, даже в лучшие времена "Нафтогаза" таких денег у компании не было, соглашается с Коболевым сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич.

С 2008/09 годов "Нафтогаз" в минусе и постоянно нуждается в значительных дотациях из бюджета. Дело в том, что убыточность была заложена в саму модель его работы, с 2006 года власть удерживала тарифы для населения на значительно низком уровне и подняла их только в 2015 году, фактически сняв с себя социальные обязательства по их субсидированию и сравняв с ценой закупки импортного газа, — поясняет собеседник. — Были, конечно, и другие причины. Но, по большому счёту, это вообще некоммерческая компания — весь её бизнес зависит от тарифов.

При этом у самой Украины, несмотря на "Нафтогаз", такие деньги имеются — миллиарды тратятся на военных, на правоохранительные структуры. Не скупится государство и на работу топ-менеджеров самой госкомпании: только на наблюдательный совет, состоящий из пяти человек, в год уходит порядка $16,5 млн, замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

Впрочем, в теории государственная компания, какой "Нафтогаз" и является, всегда может привлечь деньги через самый примитивный способ — приватизацию. Но едва ли этот вариант для них подходит: ни количество, ни тем более стоимость его активов не способны покрыть даже половину иска, считают эксперты.

Ещё в 2012 году "Нафтогаз" оценивал стоимость своей газотранспортной системы (владеет ею через оператора ГТС "Укртрансгаз") в $30 млрд, напоминает Марунич, но сразу оговаривается: во-первых, оценка была сделана до девальвации гривны, а во-вторых, она едва ли учитывала, что стоимость ГТС складывается не столько из цены зарытого в землю "железа", сколько от её рентабельности и объёмов транзита.

А это, как вам известно, величины переменные, — замечает украинский эксперт.

Несколько лет назад ГТС уже пытались выставить на торги, трубили даже о большом к ней интересе со стороны американских инвесторов, напоминает Митрахович из ФНЭБа, но низкая рентабельность и вероятность прекращения транзита из России едва ли их привлекают.

Торги за остальные государственные активы, выставлявшиеся на аукционы — к примеру, Одесский припортовый завод, производящий аммиак — срывались по нескольку раз, — замечает Митрахович.

В принципе, Украина давно привыкла брать безвозмездно и в кредит деньги у европейских структур, но столь огромную сумму ей едва ли получится занять, сомневаются собеседники.

Крайний вариант, знакомый читателю по истории с исками бывших акционеров нефтекомпании ЮКОС — арест активов страны за её пределами, — тоже едва ли возможен: для этого необходима поддержка России западными странами, а пока это почти невозможно, разводит руками Митрахович. На Украине предпочитают не думать о том, где взять деньги для "Газпрома".

Естественно, мы надеемся, что решения будут в пользу Украины, иначе мы бы не были в Стокгольме, — говорил вчера Коболев. — В целом мы аккуратно оптимистичны. Мы считаем, что мы заняли весьма эффективную позицию, мы считаем, что статистика в нашу пользу.

Иск "Нафтогаза" к "Газпрому" достигает $28,3 млрд. В начале декабря сам менеджер оценивал вероятность победы в спорах с "Газпромом" в Стокгольмском арбитраже в 60%. Впрочем, опрошенные Лайфом эксперты более склонны оценивать вероятность выигрыша "Нафтогаза" ниже 50%.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров