DOOM — бензопила и двустволка на службе Господа
Внутри каждого человека под маской манер и культурности скрывается дикий зверь. И шутер от id Software прекрасно об этом знает.
Кого терзали сомнения, тот может выдохнуть: DOOM вернулся и с размаху засадил скептикам по самые помидоры. Взяв поровну от истоков жанра и современных технологий, авторы выдали адреналиновый мясной дистиллированный шутер без поз былого величия, революции и прочих маркетинговых соплей. Сыграть в него — всё равно что бахнуть чарку самогона вместо бокала мартини. Но всем ли по сердцу такой рывок из жизни в жесть?
Мама, я в аду
Голый мужик приходит в себя на столе с пятнами крови и гноя. Через мгновение он расплющивает голову одноглазой мерзости о постамент. Спустя пару минут находит дробовик и бронекостюм. Спустя пять — начинает нескончаемый геноцид адских созданий. Темп сражений растёт как на дрожжах — если что и характеризует игру, так это её дьявольская, вводящая в транс динамика. Несмотря на простые и в общем-то знакомые основы, большинство шутеров последних лет выглядит на фоне DOOM как онанизм в сравнении с полноценным коитусом. А будете вы объектом или субъектом последнего — уже дело сноровки и уровня сложности.
Не знакомы с оригиналом 1993 года? Тогда не хорохорьтесь и выставляйте лёгкую или нормальную сложность, иначе удовольствие сменится яростью. Так и до разбитого монитора недалеко. Благо, игре и без того есть чем озадачить современного геймера. Во-первых, здесь нет ни регенерации здоровья, ни укрытий с перекатами, а судорожно долбить по кнопке перезарядки оружия бесполезно (хотя вы, повинуясь рефлексу, всё равно будете это делать). Аптечки и боеприпасы приходится собирать, причём часто во время боя, когда героя норовят выпотрошить или сжечь заживо.
Во-вторых, начисто сбивает с толку архитектура уровней. Они ветвятся не только вширь, но и в высоту, время от времени вызывая приступы топографического кретинизма. Всюду пещеры, уступы, витые галереи, секретные комнаты, обходные пути и неприметные закоулки, где лежат броня или патроны. А как вам беготня по пересекающимся траекториям в поисках карт доступа? Когда кажется, что облазил локацию вдоль и поперёк, статистика издевательски укажет на пропущенные места. И, словно этого мало, игра постепенно обрастает элементами паркура, когда надо козлом скакать с платформы на платформу. Поэтому кроме смерти от когтей и челюстей велик риск ухнуть в пропасть, кислоту или расплавленный металл. О влажной встрече с вагонеткой в туннеле и говорить не приходится.
Наконец, дают прикурить знакомые с юношества монстры — у каждого из них свои повадки и уязвимости. Одержимые неповоротливы и напоминают зомби из фильмов, а импы, наоборот, проворны. Пинки идут на таран, демонов со щитами сложно укокошить в лоб, а призывателя чёрта с два поймаешь. Едва приноровишься к одним гадам, как появляются другие — ещё более свирепые и толстокожие. Да в таком количестве, что не хватает ни зла, ни патронов.
Добро должно быть с кулаками… и дробовиком
Формально экшен скуп на сюрпризы: все впечатления здесь получаешь, встречая новых противников и поднимая очередную пушку. А напряжение в большинстве случаев нагнетается одним и тем же способом. Героя запирают на арене и ставят задачи: перебить всю нечисть, подойти к инфернальному прыщу, вырвать из него нечто. Повторить до финальных титров с регулярным повышением градуса жести. Опционально: прослушать вопль борцов с насилием в играх. Скажете, однообразие? Не спешите с выводами: вся соль в том, как именно это сделано.
Промедление подобно смерти. Топтаться на месте и прицеливаться — считай, вобрать весь урон от разъярённой толпы врагов в одно забрало. Волей-неволей приходится носиться по карте, разряжая обойму за обоймой в демоническую плоть, разить чертей из ракетомёта в прыжке, брать руны усиления впопыхах и оценивать ситуацию на лету. Кого герой не кладёт из ствола, того добивает в ближнем бою: можно распополамить тварь бензопилой и выручить немного патронов, а можно увечить голыми руками — ради небольшой прибавки к здоровью. Не брезгуйте тесными контактами: они не раз спасут жизнь. К тому же "фаталити" пышут мачизмом и жестью. Тому противнику мы отрываем челюсть или выдираем глаз, этому хуком сносим с плеч голову, а тут выдёргиваем у демона руку и хлещем ею врага по сусалам.
Фонтаны крови, обломки костей и фрагменты тел смешиваются в единый мясной поток, а ритм сражений вскипает, будто геймплей жарят черти в аду. И чем тяжелее приходится, тем бескомпромисснее действуешь: рвёшь, мечешь, прожигаешь, калечишь, распиливаешь, уродуешь. Набив за минуту с полсотни демонов, обнаруживаешь себя с потными ладонями, выпрыгивающим из груди сердцем и засевшей в голове мыслью “Хочу ещё!”. Разгадка проста: DOOM про животные инстинкты, а не про раздумья и принятие решений. Разработчики регулярно и ловко берут "на слабо". Битвы здесь сродни физическим упражнениям в несколько подходов: каждый сложнее предыдущего, но сдаваться нельзя, иначе зачем тогда всё?
Из-за ураганной скорости перестрелок сюжетом интересуешься во вторую очередь. Конечно, где-то на задворках сознания оседают вехи истории: борясь с энергетическим кризисом, люди основали колонию на Марсе, где стали использовать энергию ада, а затем бесноватая Оливия Пирс выпустила демонов на волю.
Но обычно до этого нет дела — после пары-тройки замесов мы превращаемся в подобие героя, которому, несмотря на немоту и прямолинейность, всё равно симпатизируешь. Голос директора колонии Сэмюэла Хайдена просит его быть аккуратнее с оборудованием, а боец показательно крушит технику ногой. Единственное, чем можно заинтересовать космодесантника, — местоположение следующей крутой пушки. Чему сценарий учит отчётливо: на Марсе лишь один человек, а вокруг него сплошь враги. Союзников нет. Поэтому и размышлять некогда — надо убивать. Выбеги из-за угла добродушный Фродо Бэггинс, вы бы и ему выдернули ноги из задницы, тут же затолкав их обратно — машинально, не задумываясь.
Не убоюсь зла
Вконец озверев, вы осознаёте простую истину: это не героя заперли с демонами — всё ровно наоборот. DOOM по примеру многих классических шутеров удаётся внушить игроку здоровое чувство всемогущества и даже вседозволенности. Потому что механики боевика подогнаны одна к другой идеально: оружие смачно бухает и бабахает, монстры достаточно сильны и проворны, чтобы победа над ними приносила удовольствие, а уровни пусть и витиеваты, но не провоцируют клаустрофобии. Если здесь применима гипотеза разумного замысла, то DOOM — идеальный представитель жанра. А к прокачке оружия или брони можно отнестись как к оболу Харона за переправу через Стикс.
Вместе с тем никуда не деть налёт инфантильности. Демоны с киберимплантами, алтари, красные пентальфы и другие оккультные символы. А в героя вложены чисто подростковые представления о мужестве — богатырская сила, слабоумие и отвага. Прямо смех разбирает — всё равно что в песню Manowar попасть. Не хватает только звонка на перемену и парты с надписью "рэп — это кал". К счастью, сотрудники id Software прекрасно всё понимают и потому не чужды самоиронии. В игре полно шуток о предыдущих выпусках сериала и по поводу разномастного поп-культа, от "Терминатора" и Fallout до скелета со стрелой в колене — цитаты из The Elder Scrolls V: Skyrim.
Если зарубы в мультиплеере и редактор карт SnapMap — деликатесы для гурманов, то сюжетная кампания DOOM входит в обязательную программу. Пропускать её нельзя ни давним поклонникам жанра, ни тем, кто видит виртуальную двустволку впервые. id Software, даром что без звёздной четвёрки, очень ярко обрисовала, какими должны быть чистокровные экшены. И какими они были до первородного греха в виде Half-Life. Новый DOOM ни с кем не сюсюкается, будит в игроке внутреннего зверя и пускает кровь, а не слюни. Несмотря на разнобой продукции последних лет, нам не хватало как раз его откровенной силы и прямоты. Дедуля вернулся, и у него наконец закончилась жвачка.
Достоинства:
- это живая классика в современном качестве;
- по скорости и агрессивности у DOOM нет аналогов;
- уровни заставляют проявлять смекалку и тренируют координацию движений;
- оружие роскошно бабахает, а чудища живописно разлетаются в клочья;
- сногсшибательное оформление, включая, прежде всего, музыку;
- оторвать барону ада рог и воткнуть ему же в глаз — бесценно;
- довольно функциональный редактор карт SnapMap;
- полная (и вполне качественная) русскоязычная локализация.
Недостатки:
- некоторые красоты игры из-за динамики происходящего удастся оценить лишь мельком;
- DOOM в целом не балует разнообразием, а зачистка локаций здорово изматывает;
- далёкий от идеала многопользовательский режим.