Ниццу атаковали "спящие"
Франция давно опутана скрытой сетью террористических ячеек, участники которых не привлекают к себе внимания до момента получения сигнала от руководства.
Фото: © REUTERS/David Gray
После теракта в Париже в ноябре минувшего года эксперты прогнозировали новые террористические акты во Франции. Прогнозы основывались на том, что по всей Европе сейчас активизировались так называемые спящие ячейки. Увы, предположения подтвердились — сегодняшнюю атаку в Ницце организовали именно "спящие".
Эти объединения радикалов называются так, потому что даже при ближайшем рассмотрении сложно уличить их в чём-то незаконном — с виду простые мигранты или граждане страны, не в первом, может быть, поколении. На самом деле это, как правило, убеждённые сторонники радикальных взглядов, которые ведут двойную жизнь — для соседей и властей они законопослушные граждане, но в подвале дома у них — схрон с оружием, а в голове — радикальные умонастроения.
О "спящей угрозе" для Европы эксперты предупреждали ещё полтора года назад. Бывший информатор Национальной службы безопасности Дании Мортен Шторм ещё в январе 2015-го рассказывал, что террористы скрываются в Европе под видом мирных граждан.
— Многие из террористов спокойно живут как простые западные обыватели. И то, чем они действительно занимаются, — это ждут подходящего момента. В один прекрасный момент эти "спящие ячейки" проснутся и атакуют свои цели. Всё дело в том, что "Аль-Каида"* хочет добиться раздора между мусульманами и немусульманами в Европе, — заявил Мортен Шторм.
Французские спецслужбы, говорят эксперты, не придали этому предупреждению значения. Более того, французы располагали информацией о том, что после чемпионата Европы планируются атаки террористов с использованием автомобилей, но защиту не усилили. Это стопроцентный провал спецслужб, считает бывший глава отдела УФСБ по Ростовской области Сергей Воронцов. По словам Воронцова, французы "чемпионат Европы пережили" и расслабились.
— То, что провалы есть, — это сто процентов. Но главное — расслабленность. Ещё же неделю назад представитель МВД Франции говорил о том, что возможны теракты, в том числе с использованием автотранспорта. Ну и для кого он это говорил? — задаёт риторический вопрос Воронцов. — Спецслужбы просто не готовы к тем вызовам, которые сегодня есть. Не хватает агентуры и качественного анализа.
Агентуру, говорят эксперты, необходимо внедрять в эти "спящие ячейки".
Как выглядит одна такая ячейка? Представьте тихий район на окраине Парижа или Брюсселя, где живут в основном мигранты, скажем, из Ближнего Востока. Каждый вечер мужчины в длинных национальных одеяниях собираются на заднем дворе и подолгу обсуждают какие-то вопросы. При этом периодически в районе появляется неприметный минивэн, который привозит новых людей к месту таких собраний.
Или представьте группу людей, которые сидят в ресторане и живо обсуждают что-то на французском, периодически переходя на арабский. К ним подходит официант, они, улыбаясь, передают ему деньги и, смеясь какой-то шутке, с шумом покидают ресторан.
Суть "спящих ячеек" такова, что все эти люди могут оказаться террористами: и шумная европейского вида компания на веранде ресторана, и даже официант, которому под видом чаевых скрытно передали записку с информацией о месте готовящейся акции, и бородатые мужчины на окраине Парижа, к которым каждые три недели ездит минивэн с оружием и взрывчаткой, а они складируют стволы в подвале.
И сегодняшний теракт тоже был исполнен "спящими" — за рулём грузовика сидел житель Ниццы, тридцатилетний выходец из Туниса. Его имя пока не называется. Уже известно, что он попадал в поле зрения полиции, однако в связях с террористами замечен не был.
Так было во время парижских терактов 13 ноября 2015-го, так было и в Бельгии в марте. Салах Абдеслам, 26-летний идеолог и главный организатор атаки на Париж, родился в Бельгии, имеет французское гражданство. А пояс смертника, обнаруженный в ту ночь на бульваре Вольтера, был изготовлен во Франции.
За мирными с виду обсуждениями и сборами может скрываться смертельно опасная подоплёка: взгляды Салаха Абдеслама, одного из самых разыскиваемых террористов современности, радикализировались именно во время подобных встреч. Его идеологическую обработку проводил другой террорист — Абдельхамид Абаауд, который съездил и вернулся в тренировочные лагеря ИГИЛ* (в прошлом году его застрелили французские силовики после атак на Париж). А Наджим Лаашрауи, который подорвал себя в марте в бельгийском аэропорту, до этого работал там пять лет.
Подобная картина, считают эксперты, типична для многих регионов Франции, да и вообще для тех стран Европы, куда после арабской весны нескончаемым потоком полились мигранты. Сегодняшнее состояние французских спецслужб такое, что они "полностью дезавуированы собственными политиками", считает президент Международной контртеррористической ассоциации Иосиф Линдер. Поэтому не ведётся нормальная работа по внедрению своих агентов в террористические ячейки на территории страны, чтобы узнавать о готовящихся терактах заранее.
— Сейчас во Франции в некоторых эмигрантских группах, по данным европейских спецслужб, от 2 до 15% агентуры различных террористических группировок и огромное количество "спящих ячеек", — сообщил он Лайфу.
Один из террористов, участвовавших в захвате заложников в концертном зале Bataclan, был опознан как 31-летний гражданин Франции Исмаил Омар Мостефа. О нём известно, что он родился во французском городе Куркуронн, до 2012 года жил в Шартре. Он был хорошо известен французской полиции: в период с 2004 по 2010 год его восемь раз судили за различные мелкие преступления, но в тюрьму он так ни разу и не попал. В 2010 году он был внесён в специальную базу данных спецслужб как человек, исповедующий радикальные исламистские взгляды. У двух других террористов в Париже были обнаружены паспорта граждан Египта и Сирии. Последний въехал на территорию ЕС через Грецию и был зарегистрирован как беженец.
Поэтому на первый план выходит агентурная работа и выявление тех граждан европейских государств, кто ездил на Ближний Восток и мог проходить подготовку в лагерях ИГИЛ. По мнению экспертов, у французских силовиков с этим серьёзные проблемы.
— В террористы можно завербовать практически любого человека, а бороться с этим можно, только имея грамотную оперативную сеть, — говорит полковник запаса контртеррористического подразделения ФСБ "Альфа" Виталий Демидкин. — И у нас в России проходили подобные атаки, когда террористы врезались на машинах со взрывчаткой в блокпосты полиции на Северном Кавказе. После этого стали ставить бетонные блоки, не доезжая до поста.
Почему французы не подготовились подобным образом — только предстоит разобраться.
— Ошибки были везде — начиная от разведки и заканчивая недостаточным количеством людей, охраны на улице, — рассказал Лайфу бывший глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми. — Если 10—12 человек собрались в Ницце с разных мест, смогли пройти, оказаться на том месте, где начали теракт, начать действия, и никто не смог среагировать — значит, французы были к этому не готовы.
* Организации запрещены в России по решению Верховного суда.