Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
1 сентября 2016, 11:30

Мать войны. Провокации, приведшие к массовым бойням

Коллаж © L!FE  Фото: © Wikipedia.org

Коллаж © L!FE  Фото: © Wikipedia.org

31 августа 1939 года члены немецкой СС, переодетые в польскую военную униформу, инсценировали нападение на немецкую радиостанцию в приграничном Гляйвице, что позволило Гитлеру напасть на Польшу под предлогом польской агрессии. Операция, сигналом к которой стала кодовая фраза "бабушка умерла", положила начало самой кровавой войне в истории человечества. Однако этот случай был не единственным в мировой истории. Лайф вспомнил все провокации, которые переросли в кровавые войны. 

Шведский король Густав III намеревался вернуть былое доминирование Швеции в балтийском регионе, которого она лишилась по итогам Северной войны 1700—1721 годов. Однако у короля была проблема: он был скован парламентом, без согласия которого он не мог объявить войну. А парламент не был настроен на очередной конфликт. 

Чтобы преодолеть сопротивление шведской знати, Густав решил организовать классическую операцию под фальшивым флагом, когда одна сторона совершает некое действие под видом другой. Король тайно велел портному Королевской оперы пошить русскую униформу для одного из отрядов, который затем инсценировал русское нападение на приграничный шведский форпост Пуумала. 

Информацию о вероломном нападении русских войск на шведский пост король донёс до парламента, у членов которого она вызвала бурное возмущение. Аристократия согласилась, что этот инцидент никак нельзя оставлять без последствий, и дала разрешение на ведение войны с Российской империей. 

Война не принесла Швеции никаких территориальных приобретений и фактически завершилась вничью. Часть аристократии осталась недовольной действиями Густава, и в 1792 году он был застрелен во время маскарада, по иронии судьбы, в той самой Королевской шведской опере, портные которой шили русские мундиры для провокации. 

Соединённые Штаты на протяжении всего XIX века неуклонно придерживались политики изоляционизма, не вмешиваясь в европейские дела. К концу века американская экономика укрепилась настолько, что США уже вполне могли вклиниваться в споры великих европейских держав. Весьма удачно в это время вспыхнуло восстание на Кубе против испанского господства. Куба находилась близко к побережью США, и это позволило сторонникам интервенционизма настоять на вмешательстве, заявив, что речь идёт не о далёких европейских сварах, а о том, что творится прямо у границ страны. 

США начали поддерживать повстанцев. Испания же к тому моменту была не в силах полноценно вмешиваться в дела даже в сохранившихся осколках некогда великой империи. 

Под предлогом защиты американских граждан США отправили на Кубу новейший броненосец "Мэн". Корабль, находившийся в порту Гаваны, неожиданно взорвался в феврале 1898 года. Погибло 266 моряков. Наспех проведённое расследование показало, что причиной взрыва стало внешнее воздействие торпеды или мины. Хотя американское правительство прямо не заявляло о причастности испанцев к гибели корабля, в прессе, особенно жёлтой, была проведена масштабнейшая антииспанская кампания, в ходе которой испанцы прямо обвинялись в диверсии против корабля. 

Жёлтой прессе удалось подготовить американское общественное мнение, которое в те времена больше сочувствовало изоляционизму, к войне с Испанией. Уже в апреле того же года США выдвинули Испании ультиматум: покинуть Кубу и признать её независимость. Когда ультиматум истёк, они объявили морскую блокаду Кубы, что по международному праву является актом агрессии и фактически означает объявление войны. 

Испанцы были слишком слабы, чтобы вести войну на другом конце света, и вскоре сдались. Американцам достались Филиппины и Пуэрто-Рико, а Куба перешла в американскую зону влияния. 

Стоит отметить, что до сих пор так точно и не выяснено, что же случилось с американским броненосцем. Версия об испанской диверсии сейчас не рассматривается исследователями, поскольку Испания совершенно не желала конфликта с США. В настоящее время доминируют две версии: первая — несчастный случай. Возгорание в угольном погребе привело к детонации пороховых погребов, забитых под завязку. Вторая версия — конспирологическая. Согласно ей, американцы сознательно подстроили диверсию, чтобы получить замечательный повод для войны и склонить общественное мнение, где тогда преобладали изоляционистские настроения, в свою пользу. 

Очевидно, что конспирологическая версия выглядит удобной, но сомнительной. Топить новейший броненосец (всего два года назад введённый в эксплуатацию) вместе с экипажем, да ещё и в условиях только создававшегося американского флота — это всё равно что сейчас утопить половину кораблей флота ради удобного casus belli. Слишком большой ущерб ради не самой очевидной выгоды, ведь повод можно было найти без столь значительных жертв.

Гораздо более вероятной выглядит версия несчастного случая. Однако нет никаких сомнений, что США сполна воспользовались ситуацией в своих интересах, сделав всё, чтобы свалить вину на испанцев и тем самым развязать себе руки. Фактически антииспанская кампания в американской прессе после гибели судна была самой настоящей провокацией, позволившей вмешаться в конфликт.

Организованная японскими войсками провокация с целью оправдания интервенции в Манчжурию. В ночь с 18-го на 19 сентября 1931 года японские военнослужащие заминировали и подорвали участок железной дороги на своей территории, после чего перешли в наступление на приграничный гарнизон, который не был подготовлен к обороне и быстро сдался. 

Японцы начали интервенцию в Манчжурию, заявив, что китайцы из этого региона ведут диверсионную деятельность против Японии и целью этой операции является безопасность японских жителей Манчжурии, которым якобы грозит опасность. Взрыв был совершён на редко используемом пути и был небольшой мощности, поскольку повредил лишь полтора метра путей. 

Китайцы практически не оказывали сопротивления, вместо этого пытаясь повлиять на японцев через Лигу Наций, но у них ничего не вышло, хотя на место инцидента и приезжала комиссия Лиги, после отчёта которой мало у кого были сомнения, что взрыв был провокацией. 

Однако Лига Наций так и не смогла добиться от Японии выполнения своих требований. Манчжурия была оккупирована и провозглашена в качестве независимого государства Манчжоу-Го, которое было марионеточным и фактически подчинялось Японии. Оккупация региона послужила прелюдией к начавшейся через некоторое время Японо-китайской войне, в которой погибло более 20 миллионов человек.

В августе 1939 года, чтобы получить формальный casus belli для вторжения в Польшу, руководство нацистской Германии разработало т. н. операцию "Гиммлер". Это была классическая операция под фальшивым флагом. Переодетые служащие СС и СД (служба безопасности рейхсфюрера СС) под видом поляков должны были напасть на несколько приграничных немецких объектов. Руководил операцией глава Главного имперского управления безопасности Рейнхард Гейдрих, а своё название операция получила в честь её главного вдохновителя. 

Суть операции заключалась в следующем: переодетые эсэсовцы нападали на немецкий объект, начинали беспорядочную стрельбу, после чего отступали, оставив несколько трупов. В роли убитых польских солдат выступали ранее умерщвлённые заключённые концлагерей, которых переодевали в польскую военную форму. 

В рамках операции фальшивые поляки должны были напасть на приграничный таможенный пункт, лесничество и радиостанцию в Гляйвице, что и было главным пунктом плана. Радиостанцию планировалось захватить и передать в радиоэфир пламенное польское воззвание, что должно было окончательно доказать вероломную атаку поляков. 

В ходе подготовки этой тайной операции из личного состава СС были отобраны лица, владеющие польским языком. Операция должна была начаться 26 августа, однако произошла утечка информации, и её пришлось перенести. Кроме того, о ней узнали англичане и поспешили заключить с поляками военный союз, что сделало вступление Англии в войну неминуемым. 

Тем не менее Гитлер не отказался от своих планов и лишь перенёс операцию на 31 августа. Операция, которая стала прелюдией к самой кровавой войне в истории человечества, должна была начаться после кодовой фразы "бабушка умерла". Вечером 31 августа руководитель одной из групп, позвонивший в штаб СД, услышал кодовую фразу и приступил к захвату станции. 

Работники станции были связаны и заперты в подвале. Фальшивые поляки вышли в радиоэфир и прокричали в микрофон несколько воинственных фраз на польском языке, сопровождая их выстрелами. После этого они покинули станцию, оставив на месте несколько трупов в польской форме. Вся операция уложилась в пять минут. 

В тот же день появились первые сообщения о захвате "поляками" радиостанции в приграничном Гляйвице. На следующий день Гитлер в военном мундире выступил в Рейхстаге, заявив о том, что поляки атаковали немецкие войска в нескольких приграничных районах. Гитлер ещё верил в то, что англичане не решатся вступать в войну, и заявил лишь об "активной обороне" немецких войск. Однако немцы были чрезмерно активны в "обороне", и уже 3 сентября Англия и Франция объявили немцам войну. Так начался самый кошмарный конфликт в истории человечества. 

Провокационный инцидент, с которым до сих пор так до конца и не разобрались и который послужил поводом для начала Советско-финской войны. В 1938—1939 годах по инициативе советской стороны проходили дипломатические переговоры с финнами. СССР желал отодвинуть финскую границу от Ленинграда, которая располагалась всего в 32 километрах от города, что затрудняло его оборону. СССР предлагал финнам обмен территорий: взамен на перенос границы на несколько десятков километров, предоставление военных баз и несколько островов в Балтийском море СССР обещал передать Финляндии значительную часть Карелии. Переговоры длились долго, но в итоге зашли в тупик. 

26 ноября 1939 года появилась информация об обстреле финской артиллерией советских пограничников возле деревни Майнила, в результате чего погибло трое военнослужащих. Молотов сразу же обратился к финскому коллеге с ультимативным требованием немедленно отвести войска от границы на 20—25 километров. Финский министр Ирие-Коскинен в ответ сообщил, что, по результатам проведённого расследования, артиллерия не обстреливала расположение советских войск, и предположил, что речь идёт о некоем несчастном случае в результате учебных стрельб на советской стороне. Кроме того, финский министр предложил обоюдный отвод войск и совместное расследование данного инцидента. В ответном письме Молотов выразил возмущение враждебными действиями Финляндии и сообщил о разрыве договора о ненападении. Через день СССР объявил Финляндии войну. 

В настоящее время большинство исследователей сходится в том, что провокация была организована советской стороной ради формального повода для объявления войны. В пользу этой версии говорит сразу несколько косвенных фактов.

Во-первых, та резкость и необычайная скорость, с какой СССР отреагировал на инцидент. Обычно в таких случаях идёт долгое расследование, переговоры и т. д., но в данном случае СССР в тот же день начал шумную кампанию в СМИ против "финской белогвардейщины и военщины", отклонил все компромиссные предложения Финляндии (провести совместное расследование, обсудить совместный отвод войск от границы) и уже через четыре дня начал войну, что было просто невозможно, если бы к ней не шла подготовка заранее. Дипломатические переговоры по обмену территориями длились почти год, а здесь они уместились в два дня и два письма. 

Во-вторых, финны были совершенно не заинтересованы в провокациях и обострении ситуации. Теоретически можно предположить, что выстрел был с финской стороны, но тогда не совсем ясно, зачем им понадобилась провокация (если это был не случайный выстрел): финны явно были слабее и не имели никаких шансов против СССР в одиночку, а немцы заранее посоветовали им принять все предложения советской стороны ещё на этапе переговоров по обмену территориями и сразу дали понять, что не будут поддерживать их в случае войны. 

В-третьих, странным выглядит полное отсутствие информации о погибших. В таких случаях всегда проводится расследование, имена погибших солдат сохраняются хотя бы в архивных документах, но в данном случае нет ничего и полноценное расследование советской стороной фактически даже не проводилось. 

В-четвёртых, в архивах нашлась записка Жданова, который подробно расписывает инструкцию по организации некой провокации и последующих шагах, вплоть до распространения в войсках листовок о враждебных действиях финской белогвардейской военщины и обращения финской компартии к финским трудящимся. 

Впрочем, есть и противники этой версии, которые считают, что это гнусный наговор с целью очернить товарища Сталина, а все свидетельства сфальсифицированы в перестройку. Правда, в таком случае не совсем понятно, зачем спустя почти полвека проводить целую спецоперацию по фальсификации, если сам Сталин никогда не отрицал, что война с Финляндией произошла по советской инициативе, и даже подробно объяснял, почему Финляндии была объявлена война и почему она была объявлена именно в это время ("Речь Сталина на совещании начальствующего состава по обобщению опыта боевых действий против Финляндии" 17.04.1940). 

Инцидент, поспособствовавший масштабному вовлечению США во Вьетнамскую войну. По состоянию на 1964 год во Вьетнаме уже несколько лет шла гражданская война между просоветским Севером и проамериканским Югом. Американцы оказывали поддержку южанам, однако в войну не вступали, ограничившись лишь отправкой военных советников и оружия. 

2 августа 1964 года американский эсминец "Мэддокс", осуществлявший радиолокационную разведку в международных водах неподалёку от Вьетнама, подвергся атаке нескольких северовьетнамских торпедных катеров. После кратковременной перестрелки стороны разошлись, американцы не понесли потерь и восприняли этот инцидент как недоразумение, даже не отреагировав на него.

4 августа в условиях ночного шторма радары американского корабля показали приближение нескольких судов. Капитан судна сразу же сообщил об атаке по закрытой связи, и информация срочно ушла в Белый дом. Тем временем ни один из поднятых по тревоге самолётов с ближайшего авианосца не обнаружил никаких судов, никакой атаки на "Мэддокс" также не произошло. 

Однако американский президент Линдон Джонсон не стал дожидаться дальнейшего развития событий и отдал приказ о нанесении авиаудара по позициям северовьетнамских партизан. Ещё через два дня президент сумел добиться от Конгресса принятия т. н. Тонкинской резолюции, которая дала основания для отправки во Вьетнам части американской армии. 

Уже тогда многие современники считали, что никакой атаки не было и американский президент просто воспользовался инцидентом, чтобы обосновать отправку американских войск на непопулярную в обществе войну. 

Сами вьетнамцы никогда не отрицали атаку и столкновение 2 августа, заявляя о том, что эсминец американского флота вошёл в их воды, однако никогда не признавали факт атаки 4 августа, и до сих пор Вьетнам официально утверждает, что никакой атаки не было.

Никто из современных исследователей также не сомневается, что атаки не было, однако споры среди них идут по вопросу о том, использовал ли американский президент эту ситуацию ради получения предлога для вторжения или он был сознательно введён в заблуждение спецслужбами, которые передавали ему искажённую информацию о Тонкинском инциденте. Также достаточно распространено мнение, что инцидент 4 августа от начала и до конца был сфабрикован с целью получения предлога для вторжения во Вьетнам.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar