Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
15 сентября 2016, 14:34

Почему Церковь в России неразрывно связана с государством

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Илья Питалев © flickr.com/SebastianDjafarPhotography

Коллаж: © L!FE. Фото: © РИА Новости/Илья Питалев © flickr.com/SebastianDjafarPhotography

Пожалуй, каждый из нас не раз натыкался в личных беседах или интернет-дискуссиях на жаркие (хотя и целиком шаблонные) спичи о том, что в нашей стране нарастает "мракобесие" (более подкованные товарищи пишут красивее: "клерикализация"), государство и РПЦ представляют собой уже некий единый организм, и так далее, и так далее. И как всё это ужасно!

Мне вот, например, как образованному человеку не очень понятно, в чём же это выражается?

Глава светской власти является и главой Церкви, как монарх Великобритании возглавляет Церковь Англии? Или государство платит православным священнослужителям зарплату, как в Греции? Или налоговые службы следят за уплатой гражданами церковного налога, как в Германии? Или особая роль Православной церкви официально закреплена в Конституции (ст. 9), как в Грузии? Или президент и прочие представители власти присягают на Библии, как в США и многих других странах Запада? Или церковные праздники узаконены государством как выходные, как даже в соседней Украине таковыми являются днями и Пасха, и Троица? Объявлено выходным днём только Рождество  но это было сделано в 1990 году ещё в Советском Союзе. Исключение в этом плане  Крым, но там решили в этом плане сохранить то, что было в предыдущие годы.

Нет, ничего такого в России нет, хотя к опыту многих упомянутых выше "западных развитых стран" или Грузии и Украины те же либералы любят апеллировать при случае. Речь о совсем другом.

Месяц назад мне довелось присутствовать на круглом столе, проводимом в рамках православного фестиваля "Имеющие надежду". Ведущий сыпал шаблонными шуточками про Госдеп, принятыми у либералов, как позже оказалось, это действительно были церковные либералы — "Преображенское братство" священника Георгия Кочеткова. И контингент был приглашён соответствующий.

По словам организаторов круглого стола, им очень не нравится, что журналисты пишут о том, что РПЦ руководствуется интересами государства, ибо руководствоваться таковыми она и не должна. Поскольку одним из адресатов таких претензий был я как журналист, пришлось взять микрофон и обратить внимание прекраснодушной публики на обстоятельства, о которых она вряд ли думает.

— Давайте представим себе, что мы собрались бы на Украине, где каноническая Православная церковь уж точно никак не связана с государством, — предложил я. — Для начала, хороший зал в центре города вам бы не предоставили: не для москальской церкви, мол. Потом, если бы и удалось снять какое-то помещение, при входе встретили бы вас несколько десятков бойцов Гражданского корпуса полка "Азов" и отоварили бы по полной как проклятых сепаратистов. А милиция бы в это время смотрела в сторону, как она обычно в таких случаях и делает.

В России этого нет, к счастью, нет: государство пресекает хулиганские выходки радикалов, что и вызывает постоянное нытьё либералов. Национал-язычников, которые в 2008—2009 годах в Москве и ряде других городов убивали священников, жгли православные храмы или подбрасывали в них бомбы, сотрудники МВД и ФСБ оперативно задержали и надолго изъяли из обращения в обществе.

Но тревожные звоночки вновь появились в последнее время.

Это настойчивые попытки повалить поклонный крест, установленный в парке "Торфянка" на севере Москвы, визиты местных групп активистов к соседнему, уже построенному православному храму в том же районе, где для защиты священник был вынужден вызвать бойцов Национальной гвардии с автоматами. Во всех этих случаях, кстати, отметились адепты воинствующего неоязычества.

Про остановленного в этом районе толпой и освистанного священника я уж не упоминаю.

Это и визит в Казанский собор Петербурга "для ловли покемонов" местного кандидата в депутаты Госдумы от ПарНаС, лидера местного отделения сторонника Навального, перед этим разместившего в соцсетях афишу публичного сожжения икон большевиками в 1930 году.

— Христиане вторгаются в нашу жизнь — пора показать им, что будет, если мы вторгнемся в их храмы, — заявил он.

Ещё одному ловцу покемонов в Храме-на-Крови и изготовителю удивительно хамских по отношению к верующим журналов, недавно изъятому из обращения в Екатеринбурге (всего лишь под домашний арест), сразу же выразила готовность оплачивать адвоката "Открытая Россия" Михаила Ходорковского, на своих интернет-ресурсах освещавшая и поход в питерский Казанский собор кандидата от ПарНаС. А лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин на днях провёл даже совместный пикет с активистами с "Торфянки" у резиденции патриарха (публикация об этом, что интересно, около часа назад была внезапно удалена с сайта партии).

 

И это — провокационные выходки и угрозы, поддержка со стороны крупнейших либеральных сил — даже сейчас, когда органы правопорядка жёстко контролируют ситуацию. Но желания всё равно прорываются — и весьма красноречивые. Что началось бы, устранись государство в силу каких-то причин (скажем, смены власти) от защиты традиционных религиозных организаций?

Ещё одно красноречивое заявление на том же круглом столе кочетковцев сделал уволенный в конце прошлого года с должности ответственного редактора "Журнала Московской патриархии" Сергей Чапнин, претендующий ныне на роль главного голоса церковных либералов. Правда, ввиду исключительной шаблонности всех заявлений сей деятель пока проигрывает своим конкурентам, но мысли тем не менее озвучивает выразительные.

Привычно призвав в лучших традициях песней Окуджавы "взяться за руки" всем "хорошим людям с прекрасными открытыми лицами"(с) и действовать в некоем направлении, Чапнин заявил: "И пусть в итоге у нас будет маленькая и нищая, но свободная Церковь".

Проще говоря — разорвав узы с государством, Церковь будет умирать, причём быстро. Потому что, если участок под каждый храм будет "выбиваться" инициативными группами верующих у чиновников управ и префектур, которые будут воспринимать их наравне с ларёчниками и прочей желающей что-то построить публикой, храмы никогда не удастся построить. Тем более верующие бьются не за деньги, не платят откаты, не обладают зачастую такой же хваткой, как коммерсанты.

Да и храмы в XXI веке отапливаются и снабжаются электричеством, водой и прочими коммунальными услугами, а это требует планирования и подведения городом коммуникаций. На дворе не Средние века, когда церкви строили из срубленных рядом в лесу бревён, а если и грели, то углём от тех же деревьев, коих всегда было в избытке.

Но даже и в Средние века, и позже величественные соборы и милые церквушки, радующие наш глаз, строились царями, князьями, боярами и просто богатыми купцами "за упокой души" или из желания улучшить этот бренный мир и живущих в нём людей. А уж поддерживать без помощи МИД и прочих госструктур деятельность церковных учреждений в отдалённых странах (где часто местные владыки и фанатики очень косо смотрят на чужую религию) и вовсе нереально.

Без постоянной и налаженной кооперации с государством, без знания о таковой в обществе будет невозможна и огромная часть осуществляемой сейчас Церковью благотворительности и социальной деятельности (например, пастырская работа в местах лишения свободы).

Но разве не это и является, в сущности, целью либералов? Любить отечественную историю в этой среде не принято (там одно "тёмное царство несвободы"), с экономикой плохо (одни апелляции к "мировому опыту", который его адепты чаще всего и не знают), желание загнать подальше "мракобесов" с их моралью, борьбой против абортов и благотворительностью очевидно.

Ну а для церковных либералов, прямо заявляющих (вопреки своему православному статусу), что в России и христиан-то нет, а искренняя вера — только у иностранных миссионеров, на которых вся надежда, в этом есть и свой затаённый интерес. Хотя и, как обычно, весьма близорукий.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar

Новости партнеров