"Хайль, Трамп!" Почему президент отмежевался от своих ультраправых поклонников
Дональд Трамп заявил, что не имеет ничего общего с движением "альтернативных правых" (Alt-right), члены которого склонны считать его своим "фюрером" и даже приветствуют друг друга восклицанием "Хайль, Трамп!", сопровождаемым вскидыванием правой руки.
— Я осуждаю их. Я не признаю их и осуждаю, — сообщил Трамп 22 ноября The New York Times.
Поводом к этому заявлению стало появление 21 ноября видео с прошедшей двумя днями ранее конференции Института национальной политики (Вашингтон) — "независимой организации, занимающейся вопросами наследия, идентичности и будущим, которое ждёт в США потомков европейских переселенцев", — с трибуны которой перед 275 делегатами выступал один из лидеров "альтернативных правых" Ричард Спенсер.
Мероприятие вызвало не менее многочисленную акцию протеста: левые активисты перекрыли движение возле Международного торгового центра имени Рональда Рейгана, где проходило мероприятие. Выразила обеспокоенность ситуацией и канцлер Германии Ангела Меркель, тем более что к "альтернативными правым" причисляют также создателя и гендиректора популярного (300 млн посетителей на ноябрь 2016 года) сайта breitbart.com Стивена Бэннона, сыгравшего огромную роль в победе Трампа и ставшего советником при новом президенте.
Термин "альтернативные правые" (Alt-right) вышел на политическую сцену в 2015 году во время кампании Дональда Трампа, а 25 августа этого года Хиллари Клинтон посвятила целую речь обвинениям своего соперника в компрометирующих связях с этим движением, тем самым сделав ему бесплатную рекламу для миллионов американцев.
"Альтернативные правые" — это не партия и не структурированное движение, а оформившееся в глубинах Интернета общественное движение. Интернет-издание Vox, посвятившее 25 августа этого года движению Alt-right отдельную статью, указывает на его идейное родство с палеоконсерватизмом ("классическим республиканизмом", защищавшим свободный рынок, оборот огнестрельного оружия и минимальное вмешательство государства в жизнь граждан), идеи которого в 1990-е годы популяризировал видный политик и публицист Пат Бьюкенен.
"Точкой отсчёта" нового движения, по мнению автора статьи Vox Дилана Мэтьюса, является появление в 2007 году интернет-блога Unqualified Reservations ("Неквалифицированные заявления"), который под псевдонимом Менций Модбург вел публицист Кёртис Ярвин. В 2010 году Спенсер открывает сайт AlternativeRight.com (ныне не действует), что окончательно оформляет идеологию и самоназвание нового движения (по словам самого Спенсера, термин "альтернативные правые" он придумал ещё в 2008 году).
@realDonaldTrump @drudgereport @BreitbartNews @Writeintrump "You Can't Stump the Trump" https://t.co/ks3ERbm0uE pic.twitter.com/qVpjkZu5ns
— b (@codyave) 13 P>P:QQP1Q Q 2015 P3.
Нельзя не заметить, что синхронно в Штатах возникли движение либертарианцев и Чайная партия, и также через Интернет их первой ласточкой стал фандрайзинг для кандидата в президенты Рона Пола, открытый осенью 2007 года на сайте ThisNovember5th.com. В 2009 году Чайная партия уже выводит своих сторонников в оффлайн — на массовые публичные акции, а в 2010-м она провела целый ряд своих единомышленников в конгресс по спискам республиканской партии и привлекла внимание СМИ.
Все эти движения возникли на фоне разочарования в той политике, которую проводил за годы своего правления (2000—2008 годы) Буш-младший и республиканская партия, но каждое из них в итоге выбрало для себя наиболее приоритетные сферы: "чайники" и либертарианцы борются с влиянием государства в экономической сфере, а "альтернативные правые" — в идеологической, связанной с представлениями о национальной, религиозной, мировоззренческой идентичности американцев, которая дала ещё большую трещину за время правления Обамы.
— Пропаганда идентичности, когда она исходит от женщин, членов ЛГБТ, чернокожих и остальных слоёв населения, не являющихся белыми гетеросексуальными мужчинами, принимается и одобряется, даже когда она доходит до открытой ненависти, — писал 29 марта этого года на breitbart.com один из идеологов Alt-right Майло Яннопулос.
При этом общим для всех этих движений является требование уменьшения контроля государства (сначала Буша с его раскинувшими повсюду сетями спецслужб, а затем Обамы с обязательной страховкой и прочими инструментами контроля за обществом) за частной жизнью граждан. Alt-right облюбовали новостной сайт breitbart.com и имиджборд 4chan не только потому, что там они видят привлекающее их отвержение политкорректности и мультикультурализма, но и потому, что создатели этих интернет-ресурсов изначально позиционировали их как абсолютно независимые от влияния государства и аффилиированные в политическую систему крупных спонсоров.
Но какова же идеология нового движения? В своём произнесённом 19 ноября докладе Спенсер призвал к "мирной этнической чистке" в Штатах, заявив участникам конференции, что Америка принадлежит белым людям, "расе завоевателей и созидателей", которые с победой Трампа вновь "пробудят собственную идентичность".
— Белые наконец проголосовали ещё раз за интересы белых, — говорит Спенсер. — Это означает, что не будет никакой социальной поддержки иммигрантов, которые защищают собственную культуру.
Своей мечтой он назвал новое общество, новое этногосударство, которое будет местом для всех европейцев (то есть белых народов, имеющих европейскую культурную идентичность).
Спенсер признаёт, что самого Трампа не следует рассматривать как Alt-right, но у сторонников Трампа и движения "альтернативных правых" есть общие цели и в их основе лежит белая идентичность, даже если большинство избирателей Трампа "не готовы сказать об этом".
Как указывают исследователи, общей идеологии нет и у самих "альтернативных правых": среди них есть и сторонники монархии, и неоязычники, и антисионисты, и просто противники иммиграции и антикультурализма или люди, по-разному сочетающие подобные идеи. Но более-менее общей является идея о том, что демократическая система в том виде, в каком она родилась в 1789 году с Французской революцией, является неэффективной и тупиковой.
Из-за риторики, нападающей на принципы политкорректности, "альт-правых" легко относят к маргиналам, расистам и неонацистам. Однако ситуация выглядит гораздо сложнее.
— Движение отличается от скинхедов 90-х наличием большого количества интеллектуалов — тех, кто может сформулировать ценности движения, опираясь на широкий фундамент философии и культуры, — пишет Яннопулос. — Сейчас эти люди сплотились вокруг медиа-площадок вроде портала Спенсера или издания Breitbart News, где они могут высказывать свои идеи, не боясь быть изгнанными просто из соображений "политкорректности".
Помимо Спенсера к идеологам Alt-right относят Джареда Тейлора, профессора психологии Кевина Макдональда, покойного палеоконсерватора Сэмюэла Фрэнсиса и писателя Джека Донована.
Во вторую группу входит "бригада мемов" — многочисленные интернет-пользователи, которые взяли в качестве символа лягушонка Пепе, который то облачается в нацистскую форму, то строит стену, отделяющую США от Мексики (вспомним аналогичный мем — поросёнка Петра, популярного лет пять назад среди российских интернет-пользователей протестных взглядов).
— Что же, эти молодые ребята — действительно фанатики-нацисты, антисемиты или человеконенавистники? — задаётся вопросом Яннопулос. — Ну, примерно в той же степени, в какой поклонники хеви-метала 80-х были настоящими сатанистами. Для них это просто способ позлить своих бабушек и дедушек. Как металлисты 80-х восставали против навязанных им ценностей "порядочных христиан", так и нынешние бунтари восстают против священных коров толерантности и мультикультурализма — просто потому, что они священные.
В-третьих, это люди, которые близки к неонацизму или (вряд ли речь идёт о реальных связях с существующими в штатах организациями вроде Американской нацистской партии), по крайней мере, любят эпатировать публику подобным реноме.
— Небольшая прослойка идейных последователей Третьего рейха, привлечённая показно-расистскими заявлениями, существует внутри движения и этим бросает тень на остальное большинство. Блогеры из числа "альтернативных правых" презрительно отзываются об их деятельности как о "ролевых играх в нацистскую Германию 1933 года", — отмечает Яннопулос. — Несмотря на частые упоминания в СМИ, полные ужаса и осуждения, эта группа малочисленна и не пользуется поддержкой со стороны остального сообщества. Выгнать их, разумеется, нельзя хотя бы просто потому, что "альт-правые" не имеют фиксированного членства.
И, наконец, самая незаметная, но самая многочисленная группа сторонников "альт-правых" — это так называемые природные консерваторы, люди с "консервативным инстинктом", описанным социальным психологом Джонатаном Хайдтом.
— Консервативный инстинкт, как его описывает Хайдт, включает предпочтение однородности вместо разнообразия, стабильности против перемен, иерархии и порядка против радикального эгалитарианства, — объясняет Яннопулос. — Желание защитить целостность и идентичность своей культуры, народности, традиции естественно для этих людей.
При этом они не требуют угнетения других культур или ценностей — лишь свободы практиковать и сохранять свои. Но поскольку традиционные европейские ценности оказались включены в чёрный список понятий толерантности и мультикультурализма, "природные консерваторы" не могут заявлять о своих предпочтениях, не будучи осуждёнными обществом. Поэтому они долгое время оставались безмолвной, как бы несуществующей социальной группой, которая стала тяготеть к движению "альтернативных правых", как только оно стало заявлять о себе.
Яннопулос описывает ключевое отличие "альтернативных правых" от либертарианцев: последние возносят во главу угла индивидуальную свободу, тогда как для первых ценностью является свобода и идентичность группы.
Неожиданная победа Дональда Трампа, сумевшего, как отмечали исследователи, пробудить потерянных избирателей из числа белых "синих воротничков", внушила надежду и "альтернативным правым". Вопрос, взаимны ли эти симпатии.
— Breitbart — это просто СМИ. Они освещают происходящее так же, как освещаете их и вы, — сказал Трамп на встрече с журналистами The New York Times. — Если бы я считал его (Бэннона. — Прим. Лайфа) расистом или "альтернативным правым" — если мы будем использовать эти определения, — то никогда бы и мысли у меня не возникло пригласить его на работу.