Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
3 января 2017, 11:15

Как перестать объедаться в каникулы? Советует диетолог

Перед новогодними праздниками женщины следят за своим питанием и стараются постройнеть, чтобы отлично выглядеть в вечернем платье. Но за праздником наступают длинные каникулы — и многие из нас начинают безудержно объедаться на протяжении 7–10 дней. Почему мы это делаем и как сохранять хладнокровие среди гор вкусной еды, расскажет врач-диетолог Елена Мотова.

Кадр из фильма "Дневник Бриджит Джонс"

Кадр из фильма "Дневник Бриджит Джонс"

"Дневник Бриджит Джонс"

Замечательное описание переедания, которое провоцируют праздники, есть в этой одновременно грустной и смешной книге. Только вот надо помнить, что Бриджит хронически сидит на диетах, стараясь достичь идеального, с её точки зрения, веса. Именно поэтому запрещённая в любое другое время еда кажется ей такой желанной в момент ослабления контроля. После периода пищевых ограничений неизбежно следует переедание и сопровождающие его отрицательные эмоции. "Правда, теперь мне стыдно и омерзительно. Я прямо-таки чувствую, как жир лезет у меня из ушей. Ну да ладно. Иногда необходимо дойти до крайней, токсической степени ожирения, чтобы затем возродиться из пепла, как птица Феникс, очищенной, со стройной фигурой Мишель Пфайффер. С завтрашнего дня начинаю соблюдать спартанский режим красоты и здоровья", — пишет Бриджит Джонс в своём дневнике 3 января.

Героине не очевидно, что именно "спартанский режим красоты и здоровья" порождает последующие проблемы. Самое печальное, что Бриджит весит 56–59 кг при среднем росте, значит, никакого смысла в её маниакальной озабоченности похудением нет. Ради фильма актрисе Рене Зеллвегер специально пришлось поправиться на 10 кг, чтобы зрителю хоть как-то было понятно, ради чего вся эта суета.

Эффект "какого чёрта!"

Причина новогоднего обжорства часто кроется в эффекте "какого чёрта!". Его открыли учёные из Торонтского университета (Канада) Джанет Поливи и Питер Херман. В эксперименте худеющих сравнивали с нехудеющими, предлагая им разную еду. Добровольцев попросили не есть за четыре часа до исследования. Все они были разбиты на три группы. Первой группе дали два гигантских молочных коктейля, а потом разрешили в любых количествах есть мороженое, которое, как они думали, надо будет оценивать — но на самом деле исследователи измеряли потребление. Второй группе дали только один маленький коктейль, третью группу оставили голодной.

Среди тех, кто не сидел на диете, результаты были вполне предсказуемы: голодная группа съела много мороженого, группа с маленьким коктейлем съела меньше, а группа с двумя коктейлями едва притронулась к нему. Среди худеющих результаты были прямо противоположными: группа с двумя коктейлями съела больше всего мороженого. "Какого чёрта! Раз уж я нарушила диету, буду есть всё, что не приколочено". Неизбежные с учётом меняющейся жизни и повышенной тяги к "запретным" блюдам пищевые срывы запускают у худеющих переживание вины и дальнейшее переедание. Это сводит на нет все предыдущие диетические ограничения.

Попытки похудеть заставляют нас игнорировать естественный цикл голода, приёма пищи и чувства удовлетворения. Когда мы перестаём следовать диетическим правилам (что неизбежно происходит с большинством), мы напрочь теряем способность понимать, когда же наступает момент насыщения. Разделение продуктов и блюд на хорошие и плохие, исключение последних из питания, запрещение их, чувство вины в том случае, если мы сорвались и съели запретный плод — всё это формирует пищевую депривацию, которая поддерживает поведение хронически переедающего человека.

Сладость запретного плода

Пищевая депривация — состояние, связанное с существенным ограничением или лишением необходимых продуктов или пищевых веществ. Понятно, что, когда мы не позволяем себе ни малейшей крошки ничего вкусного и "вредного", тяга к такой еде возрастает. Мы съедаем целый торт или тазик селёдки под шубой не потому, что таковы потребности тела. Лишения вызывают не просто желание, а страстную потребность в еде. Почему многие набирают несколько килограммов в новогодние праздники? А просто измученный запретами организм берёт реванш. Завтра опять на диету, поэтому сегодня надо съесть всё.

Наши мамы рассказывали нам, что во времена дефицита подготовка новогоднего стола начиналась чуть ли не за полгода до праздника. Всевозможные вкусные вещи доставали всеми правдами и неправдами, чтобы стол ломился. Это был один из немногих дней в году, когда доступными становились самые невероятные деликатесы, а в остальное время приходилось питаться значительно скромнее. Сейчас мы в любое время можем съесть любую еду, так что самая частая причина новогоднего обжорства — в предыдущих пищевых ограничениях. Еда нужна нам, чтобы восполнить запасы энергии и питательных веществ для жизни. Однако мы едим не только по физиологическим причинам, но и для эмоционального комфорта. Для многих еда — это средство от скуки и лекарство от отрицательных эмоций. И в праздники, когда официально "разрешено" жевать и пить алкоголь 24 часа в сутки, проблемы пищевого поведения просто выходят из тени.

Есть или не есть?

Праздники — это повод собраться вместе с теми, кого ты любишь, за щедро накрытым столом. И это прекрасно, но степень нашей любви к окружающим не обязательно определяется количеством съеденного. Не стоит переедать, ешьте до насыщения. Еда доступна, а значит, часть вкусного можно оставить до следующего раза. И пусть праздники ассоциируются не только с едой.

Для тех же, кто привык в праздники давать себе волю, а в остальное время ограничивает себя в еде, я скажу следующее. Если вы не хотите сформировать своими руками пищевую зависимость, не лишайте себя любимых блюд в обычные дни. Тогда у вас не будет причин объедаться ими в праздники.

Использованные источники:

  1. Health Psychology: An Introduction to Behavior and Health, 8th Edition, Linda Brannon, Jess Feist, and John A. Updegraff, Wadsworth Publishing, 2014.
  2. Restrained and unrestrained eating. Herman, C. P., and Mack, D., Journal of Personality, 43 (1975): pp. 647–660.
  3. Dieting and binging: A causal analysis. Polivy, J., Herman, С. P., American Psychologist. 1985, Vol. 40, pp.193–201.

Эти ужасные углеводы. Почему мы обязательно должны есть сахар и хлеб

Почему от диеты вы поправитесь

Диетологи: Гликемический индекс у чёрного хлеба выше, чем у шоколадного пудинга

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar