Банк для бедных. Как воплотить в жизнь призыв патриарха Кирилла
Фото: © РИА Новости/Сергей Пятаков
Выступая сегодня в Госдуме на Рождественских чтениях, глава РПЦ призвал депутатов запретить микрофинансовые конторы, наживающиеся на огромных процентах с должников, и создать банк для бедных, как в Индии.
— Иногда человеку просто нужно было 200 долларов, чтобы начать своё дело. И вот нашёлся человек, сам из бедняков, который создал прекрасную систему банков для бедных — без этих сумасшедших процентов, без того, чтобы закабалять людей, — рассказал патриарх. — Но иногда эти 200–300 долларов помогали человеку начать своё дело. Эта инициатива была очень высоко оценена теми, с кем мне приходилось её обсуждать.
Представители топ-менеджмента банковского сектора уже не первый год обсуждают идею подобного этического банкинга. Об этом Лайфу рассказал член совета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты и руководитель процессингового центра энергетического клуба Шанхайской организации экономического сотрудничества (ШОС) Дмитрий Любомудров.
— Конкретно такая модель банка ранее в РПЦ не обсуждалась, — говорит Любомудров. — Это, судя по всему, личная инициатива патриарха, который видит озабоченность общества деятельностью коллекторов, которые выбивают из людей кредиты, в том числе взятые в микрофинансовых организациях, предлагающих деньги, например, под 1%, но под 1% в день! Но наши бабушки и дедушки — социально незащищённые слои — об этом не знают.
Он подчеркнул, что речь не идёт об аналоге таких церковных или околоцерковных банков, как "Пересвет", "Софрино" и т.д., пошедших ко дну в последние годы с огромными деньгами.
— Я бы вообще это делал не в виде банка, а в виде долевого финансирования, — объяснил Лайфу Любомудров, за последние 25 лет участвовавший в создании "Инкомбанка" и филиальной сети и контрольной структуры "Менатепа". — Тем более сейчас РПЦ предлагает официально запретить своему духовенству работу в кредитных учреждениях, связанных со ссудным процентом (то есть в банках в том числе).
По подобным схемам беспроцентного долевого финансирования уже действуют финансовые исламские организации, созданные в России на Северном Кавказе и в Татарстане. Хотя, как отмечает Любомудров, "долевое финансирование существовало ещё в Древнем Риме".
— Просто наши исламские братья раньше нас озаботились этой темой, и у них она отлично развивается, — констатирует он.
Свой детально разработанный проект Любомудров, впрочем, предпочитает именовать не православным банкингом, а этической финансовой системой, потому что в основе проекта лежат универсальные религиозные нормы морали и он вполне подходит и для мусульман, с которыми, по его словам, он уже ранее успешно договорился о софинансировании в будущем проекте.
Хотя в данном случае речь идёт о привлечении крупных православных бизнесменов, которых, как говорит Любомудров, и мог бы призвать к участию в этом финансовом проекте патриарх.
PP;P8P5P2 PP1P4QP;P2P0P3P8P4 PQP
P2P8Q. PP5P=P5P4P6P5Q P>QP4P5P;P0 Q P0QQQ P>QP:P8 P:P>P @LaribaFinance P=P0 PP0QP?P8P9 P%P0P;QP;Q P-P:QP?P> pic.twitter.com/e5zmcFln6y
— P"PP PQP P8P1P0-P$P8P=P0P=Q (@LaribaFinance) 16 Nisan 2015
— Это не касса взаимопомощи, как было в советское время, это более интересная система — участие в прибыли, — описывает он такой проект. — Банк, точнее спецбанк, в этой системе нужен, но только для финансовых расчётов и как контролирующий орган, чтобы деньги не пошли на нецелевые нужды. Кредитов он не даёт! А действующий с ним специальный фонд вкладывается в капитал компании, которая берёт у него инвестиции в капитал. Фонд далее участвует в управлении этой компанией и получает часть её прибыли.
Эта финансовая организация участвует в прибыли будущего проекта вместе с предпринимателем, который берёт у неё деньги на развитие своего бизнеса, зачастую не имея возможности точно сказать, когда она выйдет на прибыльность, какова она будет и т.д. А ведь именно на невозможности выплатить кредиты уже гибли даже крупные торговые российские сети.
— Ссудные проценты — именно то зло, которое вызывает инфляцию, а не целевые действия по финансированию промышленности, — говорит Любомудров. — В этой финансовой системе нет процентов, есть доход от долевого участия в проектах. Ориентировочная доходность считается, допустим, отталкиваясь от уровня инфляции, компания может участвовать в сделках, где прибыль ожидается не ниже таковой. Есть и риск, конечно.
По словам Любомудрова, в новейшей российской истории есть и успешный опыт реализации подобного проекта в рамках венчурных фондов, созданных в 1988 году при "Инкомбанке" и руководимых банковскими управляющими компаниями.
— Тогда ЦБ против подобных финансовых организаций не возражал, — констатирует он. — Сейчас ситуация несколько иная. Потребуется и изменение финансового законодательства, во что пока в России и упирается реализация исламского банкинга.