Известный судья рассказал, как федерация приказала ему втащить "Динамо" в финал
Фото: © Федерация хоккея с мячом Свердловской области
Собеседником Лайфа стал один из ведущих арбитров российского хоккея с мячом Максим Легаев, который откровенно рассказал о "суровых законах" этого вида спорта в нашей стране. После недавнего матча с 20 голами в свои ворота удивляться ничему уже не приходилось.
— Я в своё время, как и все арбитры, обязывался не разглашать информацию, — начинает один из ветеранов судейского корпуса. — Корпоративная тайна... Но то, что происходит сейчас с нашим видом спорта, вынуждает меня говорить. Я сам из небольшого городка Краснотурьинска, в котором команда едва не закрылась, теперь играет в низшей лиге. Я отдал всю жизнь этому виду спорта, 20 лет играл, стал судьёй, чтобы быть ближе к хоккею с мячом, сейчас работаю в детско-юношеской школе. То же, что сейчас делает федерация, — убийство нашего главного национального спорта.
Моя история произошла полтора года назад. Дело было перед полуфинальным матчем Кубка России 2015 года "СКА-Нефтяник" — "Динамо". Его в итоге выиграла команда, которая была сильнее, — СКА. А нам было сказано перед игрой, что выиграть должно было "Динамо". Но как же оно победит, если в два раза слабее?
— Кто вам говорил про победу "Динамо"?
— Представители судейского комитета. В федерации есть ответственные за такие дела люди. Конкретных фамилий, извините, назвать не могу, не хочу подставлять никого. Незадолго до игры к нашей судейской бригаде зашли в комнату люди и сказали: сегодня вы должны обеспечить выход в финал "Динамо".
— В какой форме это было сказано?
— Лаконично. (Смеётся.) Буквально в нескольких фразах. Ну а что там особо разговаривать? Всё всем понятно.
Игра в итоге закончилась 5:3 в пользу СКА. В ворота СКА были назначены два пенальти, игрокам хабаровчан было дано в два раза больше штрафных минут.
Но главное началось после матча. Через несколько минут после финального свистка к нам в судейскую комнату зашёл президент Федерации хоккея с мячом России Борис Скрынник и долго на нас орал, матом, в самой грубой форме, какой только возможно. Кричал так, что слышно было на улице, мне кажется. Он был просто в бешенстве.
— Угрожал?
— Сказал, что всех на*** дисквалифицирует. Дословно: "Не хочешь работать —значит, не будешь, ***".
— Цитирую вас: "Всё всем понятно". Скажите, то, что произошло с вами, — сплошь и рядом в хоккее с мячом?
— Знаете, я могу говорить только за себя. Конечно, в нашем сообществе постоянно всплывают какие-то слухи: тому приказали так судить, другому ещё как-то... Буду говорить только за себя. У меня это произошло первый и единственный раз в карьере.
— Единственный — потому что дисквалифицировали?
— Да, как и обещал Борис Иванович, меня отстранили от судейства на 1 год. Собственно, на этом моя судейская карьера, по сути, и завершилась. После её отбытия я сужу только Высшую лигу и молодёжные соревнования. Хотя некогда три года подряд был в судейской бригаде на финалах Кубка мира — о чём-то это, наверное, да говорит.
Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид
— Что произошло с вашими коллегами?
— Главный судья того матча, Евгений Тютюков, вернулся, сейчас судит Суперлигу. Хотя буквально неделю назад снова был отстранён... Понимаете, в судейской бригаде в хоккее с мячом работает три человека. По-видимому, наверху посчитали, что я нарушил указания наглее всех.
— Последние события в хоккее с мячом, скандальный матч "Водник" — "Байкал-Энергия" с 20 автоголами можно назвать результатом политики федерации по определению заранее тех, кто должен выигрывать?
— Так и есть. Здесь были замешаны интересы очень многих, в том числе и федерации. Одним невыгодно было побеждать, да, но почему тогда "Байкал" просто не начал забивать? Значит, и у них были интересы. Не говоря уже о некоторых других командах и лицах, которые хотели устроить нужную сетку плей-офф... То есть могу предполагать, что сценарий был прописан где-то сверху. "Водник" его нарушил, и за это пострадал.
— Могли ли ваши коллеги это как-то остановить?
— Нет. А как? Формально всё верно — забивать в свои ворота правилами не запрещено.
— Почему вы решили рассказать об этом именно сейчас, а не сделали заявление сразу?
— И кому бы я говорил? Всё ушло бы в пустоту. Сейчас же решается судьба нашего спорта, есть внимание СМИ, всего общества. Мне надоело смотреть, во что он превращается. Непонятные формулы проведения чемпионата, приводящие к матчам вроде последнего в Архангельске, после которых страдают и игроки. Клубы умирают один за другим... Осознаю, что после этого интервью в судейство мне путь заказан. Но дальше молчать невозможно.
Напомним, после скандальной игры "Водник" — "Байкал-Энергия" мир главного национального вида спорта России — хоккея с мячом — раскололся. Начавших забивать в свои ворота архангелогородцев поддержали несколько клубов, потребовав реформ в федерации. Их оппоненты обвинили протестующих в провокации и, наоборот, призывали к санкциям. Тренеры команд были отлучены от спорта на 2,5 года, автор всех автоголов "Водника" Олег Пивоваров — на полгода, забивавшие игроки "Байкала" понесли условное наказание.