Реанимация неудачника. Почему Samsung может победить iPhone
Павел Городницкий объясняет, как смещение даты релиза Galaxy S9 может изменить расстановку сил на рынке смартфонов.
Фото: © REUTERS/Dado Ruvic/Files
К Apple сейчас нужно относиться примерно так же, как к футбольной сборной Испании в 2012 году: да, все iPhone стабильно становятся хитами, но сколько уже можно? Не пора ли подвинуться? Где реальные соперники, а не какие-то вшивые недоконкуренты?
Серьёзно, iPhone в топе уже больше десяти лет. Примерно шесть-семь лет у него вообще нет нормальных жизнеспособных противников.
Давайте отбросим мечты и беспристрастно посмотрим на рынок. Распиаренная Xiaomi из-за патентов никогда в жизни не завезёт смартфоны в Штаты — сразу вычёркиваем из списка претендентов на корону. Huawei отчаянно преследует тренды, заданные Apple, — тоже мимо. LG производит неплохие девайсы, но у корейцев нет адекватного бюджета на продвижение. В Sony в последнее время бьются в припадке и меняют мобильную политику каждые полгода: то лепят флагманы, то отказываются от них, то снова пытаются что-то родить. Дохлый номер.
HTC? Вечный, хронический, утомительный кризис. Lenovo-Moto? Болезненная перестройка бренда. Nokia? Пока рано говорить о полноценном камбэке, хотя эта компания потенциально опасна. Microsoft? Вообще завязали с телефонами и неизвестно, когда вернутся.
Получается, что двигать Apple с трона объективно некому. Некому, кроме Samsung — корпорации, раньше всех задавшейся целью перекрыть кислород пижонам из Купертино. Так что выбора нет: в этой войне нужно либо болеть за корейцев, либо оставаться фанатом оборзевшей компании, которая считает нормальным три года подряд выпускать смартфоны с одинаковым дизайном.
Погоня Samsung за Apple напоминает затянувшийся детективный сериал: главный герой охотится за подлым маньяком, а тот из сезона в сезон ускользает от правосудия, стремительно увеличивая список жертв.
Здесь — та же история. С момента появления iPhone в Samsung пытаются сделать что-то легендарное, но всё мимо. Иногда поражения получаются крайне болезненными: пластиковый Galaxy S без вариантов уступил iPhone 4, уродливый Galaxy S5 выглядел игрушкой на фоне iPhone 5s, а многообещавший Galaxy Note 7 тотально спалил все планы корейцев на вторую половину 2016 года. Локальные успехи (вроде первых Note) тоже были, но этого мало. Ни один Galaxy в истории не имел такого хайпа, как какой-нибудь проходной iPhone 6s.
***
После краха Note 7 в Азии долго нервничали, но потом осознали, что есть лишь один способ разнести Apple — сделать смартфон, который был бы на голову выше актуального iPhone.
Samsung Galaxy S8, безусловно, прекрасен, но абсолютно бесперспективен в контексте битвы с Apple. Дело в том, что корейский флагман вышел в откровенно неудачное время. Ко второй половине весны фанаты iPhone либо психанули и купили "семёрку", либо затаились в ожидании "восьмёрки", которая должна дебютировать в сентябре. Словом, этим людям не до Samsung.
Пора понять, что дата релиза — почти такая же определяющая характеристика смартфона, как диагональ экрана или материал корпуса.
Apple забронировала идеальные дни: презентация iPhone — в середине сентября, доставка на ключевые рынки — задолго до начала рождественских праздников. Такой подход позволяет решить две проблемы: удовлетворить адский спрос первых покупателей и спастись от дефицита в новогодний сезон.
Остальные бренды вынуждены подстраиваться. Например, CES (начало января) — выставка для неудачников, прощёлкавших Рождество. MWC (февраль) — мероприятие для тех, кто настолько неуверен в себе, что боится самостоятельного ивента. IFA (начало сентября) — сходка самоубийц, потому что представлять свои вялые новинки за пару недель до Apple — натуральный суицид.
***
Судя по последним инсайдам, в Samsung поняли: нужно форсировать выпуск собственного флагмана. Обычно модели самой популярной серии Galaxy S поступают на рынок весной, но теперь всё будет иначе: S9 дебютирует в самом начале 2018 года. В ближайшей перспективе это провал — праздники пройдут под диктовку Apple с её юбилейным айфоном. Но уже через год нас ждёт настоящая война: корейцы явно попытаются влезть со своим главным релизом именно осенью, чтобы испортить жизнь врагам из Купертино.
Даже сейчас диспозиция тревожна для Apple. Компания погрузилась в кризис идей: подавляющая часть прибыли зависит от iPhone, поэтому резкие движения исключены. С другой стороны, нужно меняться — вечно кормить покупателей дизайном iPhone 6 не получится. Кроме того, со всех сторон бомбардирует Samsung: Galaxy S8 уже подешевел, прошлогодний Galaxy Note 7 переродился и будет продаваться с огромной скидкой, новый фаблет Galaxy Note 8 на подходе, а Galaxy S9 — вообще хук в челюсть. В теории, уже десятый Galaxy может стать нокаутирующим ударом — как в Mortal Combat, где нужно лупить изо всех сил, пока оппонент не ляжет в изнеможении.
Основной бедой для Тима Кука может стать то, что Samsung — очень самостоятельный производитель. Корейцы сами делают OLED-экраны (в диких количествах) и сами выпускают процессоры — им реже, чем Apple, нужно связываться с поставщиками.
Следовательно, у Samsung объективно мало шансов столкнуться с дефицитом. Зато в Купертино с ним уже давно знакомы. Легко может сложиться такая ситуация, при которой на сайте Apple будет написано "подождите шесть недель", а Samsung предложит доставить свой флагман хоть завтра. И Куку будет нечего на это ответить.
***
К компании Samsung можно относиться по-разному, но отрицать её прогресс попросту странно. Раньше там действительно обводили айфоны и лепили пластмассовых чудовищ, но со временем уяснили, что такой подход не сработает. Три последних Galaxy (от S6 до S8) — приятные и абсолютно не стыдные гаджеты. Растут и другие линейки — середняки и бюджетники от Samsung уже не выглядят издевательством на фоне дешёвых устройств из Китая.
В общем, корейцы изо всех сил стараются сменить парадигму, и у них это пусть и медленно, но получается. Даже если глобальная операция провалится, минимальную задачу Samsung всё равно выполнит: глядя на корейские потуги, Apple будет вынуждена перестраиваться и рисковать. А это уже гораздо лучше, чем тот унылый застой, который мы видим сейчас.