Запарились. Вейп-шопы массово разоряются
Спрос на вейпы, как густой красивый клуб пара, впечатлил всех своими размерами, а потом исчез. Об этом Лайфу рассказали представители крупных сетей вейп-шопов.
По словам сооснователя сети Vape.ru (около 30 точек по России) Кирилла Катаева, выручка от продажи вейпов упала в два раза.
— Люди теряют интерес. У нас закрывается по одному магазину в Питере, Архангельске, Нижнем Новгороде. В остальных магазинах проводится оптимизация, — сказал Кирилл Катаев.
Он вспоминает, что раньше среднестатистический вейп-фанат приходил в вейп-шоп каждые два-три месяца.
— Бывало, клиент через две недели заглядывал со словами "хочу вкуснее и больше". Но со временем покупательский спрос упал, — сказал он.
Дмитрий Борисов, руководитель компании Vardex (около 100 магазинов по стране), отметил, что спрос на вейпы снизился более чем на 50%.
Фото: © Flickr/Vaping360
— Я постоянно слышу, что закрывается тот или иной вейп-магазин, — сказал Дмитрий Борисов. — Спрос среди молодёжи упал в разы.
По словам руководителя сети Super Smoke Михаила Сабурова (23 магазина в Москве), выручка от продажи вейпов по сравнению с прошлым годом упала на 50%.
— Мы, как крупная розничная сеть, держимся. А маленькие компании, где один-два магазина с вейпами и жидкостями для них, массово закрываются, — сказал он.
Представители сетей отказались говорить, на сколько в рублях снизился спрос, сославшись на коммерческую тайну.
Главная причина падения спроса — мода прошла. Как рассказал управляющий директор сети магазинов BabylonVape Игорь Самборский, люди по-прежнему курят электронные сигареты, но принципиально других моделей — вейпами их назвать никак нельзя. Они выглядят по-другому, для их заправки нужно покупать не банки с жидкостью, а картриджи, в которых менее одного миллилитра жидкости. И пар такие сигареты почти не выпускают.
Фото: © Flickr/Vaping360
— Был хайп — люди хотели больших облаков. Сейчас с этим наигрались, — пояснил Игорь Самборский.
Глава профессионального альянса участников русского рынка электронных никотиновых систем Максим Королёв считает, что "общество так и не привыкло к вейперам".
— Недружелюбное отношение людей к вейпингу тоже подавило моду на новинку, — сказал он.
В московском парке "Сокольники", например, в августе даже прошёл митинг против вейпинга в общественных местах.
Важно и то, что цены на жидкости для вейпов выросли из-за введения акцизов. Как рассказывал Лайф, эксперты прогнозировали двукратный рост цен — до 700 рублей за баночку с 30 мл жидкости отечественного производства.
Максим Королёв считает, что вейп не исчезнет совсем.
— Вейпы встанут в один ряд с курительными трубками, — сказал он. — Это скорее экзотика, когда нужна атмосфера, определённые ритуалы.
И вейп, и трубку довольно хлопотно использовать. Для трубки нужно покупать специальный табак в магазинах, которые есть далеко не на каждом шагу. А потом этим табаком нужно правильно набить трубку и раскурить её. С вейпами то же самое: нужно покупать баночки с жидкостью в специальных магазинах и заливать их в устройства.
Фото: © Flickr/Vaping360
Бывший вейпер Илья рассказал, как он начал парить, а потом разочаровался в вейпах.
— Всё это можно сравнить с курением трубки, которую нужно чистить, забивать табаком, — говорит Илья. — В нашей суматошной жизни, если рассматривать вейп как способ получить никотин, это очень хлопотно. У моих друзей тоже угас интерес.
Вейпер с четырёхлетним стажем Евгений Волков не согласен с тем, что облака пара рассеялись. По его словам, вейперов становится больше, а выручка в магазинах падает из-за конкуренции и жадности.
— Плюс китайцы очень сильно давят с условными покупками с AliExpress, — отметил он.
Совладелец компании Elementary Vape Ираклий Гурцкаия ранее рассказывал Лайфу, что инвестиции в лабораторию по производству жидкостей для вейпов в среднем составляют восемь миллионов рублей. Рентабельность, по его словам, ещё в начале года составляла в среднем 75%.
Не исключено, что многие лаборатории и вейп-магазины уже потеряли свои многомиллионные инвестиции — они пустили деньги на ветер моды.