Изменит ли космическую отрасль запуск Falcon Heavy?
Фото: © SpaceX
Тяжёлая ракета Falcon Heavy компании SpaceX успешно стартовала из Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал.
Суммарная тяга 27 двигателей Falcon Heavy составляет более 2,2 тысячи тонн. Это значит, что "Хэви" способна вывести на низкую околоземную орбиту до 63,8 тонны груза, до 26,7 тонны — на геопереходную, а также способна доставить на Марс до 18,8 тонны груза, что делает её самой мощной из существующих на сегодняшний день ракет. Но путь компании Илона Маска к успешному запуску не был простым.
Планы по разработке ракеты и её характеристики были представлены SpaceX ещё в 2011 году, и по исходному замыслу её первый запуск должен был состояться ещё в 2013–2014 годах.
Как это часто бывает, амбициозный проект претерпевал сдвиги по срокам реализации. Это было связано в первую очередь с неудачными запусками ракет Falcon 9, на оперативное устранение проблем с которыми Маску пришлось переориентировать имеющиеся ресурсы.
Кроме того, как признался глава SpaceX, разработка самой Falcon Heavy оказалась задачей куда более сложной, чем предполагалось.
— Сначала это звучало просто — лишь добавить два боковых ускорителя. Разве это сложно? Но за этим меняется и вся аэродинамика ракеты, — сказал Маск.
После запуска ракеты боковые ускорители её первой ступени успешно приземлились. Даже несмотря на то, что ступень центрального блока ракеты не смогла приземлиться на морскую платформу Of Course I Still Love You, первый запуск Falcon Heavy является очевидным успехом.
Не пиаром единым
Эпопея с запуском Falcon Heavy — одна из самых громких рекламных кампаний XXI века. Даже далёкие от сферы космоса и научной фантастики люди слышали громкие заявления Маска и его планы.
Действительно, до Space X никто не делал из тестового полёта шоу с предшествующей ему рекламой и "месседжем" человечеству — Маск не просто запустил в космос свой спорткар Tesla Roadster, но и посадил в него манекен "звёздного человека", который отправился к Марсу под Is there Life on Mars Дэвида Боуи.
— Многие не понимают, почему нужно направлять автомашину к Марсу. Для этого нет никакого конкретного повода. Это делается просто так и чтобы вызвать интерес у общественности, — отметил Маск в интервью CBS.
Более того, как выяснилось позже, миллиардер оставил также послание для любых существ, которые когда-либо смогут обнаружить его ракету.
"Сделано на Земле людьми", — гласит надпись на одной из плат автомобиля.
Дальше — больше и тяжелее
Успех Space X и её носителя не может не сказаться на привлекательности компании и ещё больше укрепит её позиции на становящемся всё более тесным рынке космических услуг.
В первой половине 2018 года "Хэви" выведет на орбиту саудовский телекоммуникационный спутник Arabsat 6A, а затем — не ранее июня — осуществит тестовый запуск для ВВС США с целью подтвердить надёжность ракеты как средства доставки военных аппаратов на орбиту.
В случае если дальнейшие миссии нового носителя также увенчаются успехом, это станет новым этапом развития SpaceX, которая в перспективе может получить больше заказов от крупных структур — таких, как NASA или Пентагон.
Falcon Heavy уже сейчас может быть куда интереснее государственным органам как США, так и прочих стран, вынужденных жить в режиме экономии средств: ракета Маска не просто вдвое превосходит по параметру максимально допустимой нагрузки конкурента "Дельта-4" от компании Boeing, но и значительно дешевле. По словам руководства SpaceX, стоимость одного запуска Falcon Heavy составляет 90 миллионов долларов, в то время как Delta Heavy — 435 миллионов.
Тем не менее Falcon Heavy — не та ракета, на которую в компании планируют делать ставку в будущем. У Илона Маска есть как минимум ещё два варианта более тяжёлой ракеты: BFR, которую Маск намерен ввести в эксплуатацию в 2020-х годах и которая должна стать самой мощной в истории человечества ракетой, а также Falcon Super Heavy — ракета у которой будет не два, а четыре боковых ускорителя.