13 февраля 2018, 08:00

Ан-148 могла погубить "ошибка новичков"

Следователи СК уже исключили из версий катастрофы лайнера Ан-148, разбившегося в минувшее воскресенье в Подмосковье, взрыв двигателя. Приоритетными версиями теперь считаются некачественное топливо, возможное обледенение самолёта и ошибка экипажа.

Фото: © РИА Новости

Читать на сайте Life.ru

Пока специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) расшифровывают найденные на месте катастрофы Ан-148 в Подмосковье два чёрных ящика — параметрический, фиксирующий работу агрегатов лайнера, и речевой, записывающий переговоры членов экипажа между собой и наземными службами, — следователи опровергли информацию о разрушении Ан-148 в воздухе в результате взрыва.

— Лайнер Ан-148 взорвался при ударе о землю, — заявила официальный представитель СК Светлана Петренко.

По её словам, никаких разрушений на борту самолёта, пока он находился в воздухе, не было.

— Установлено, что в момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания. Взрыв возник после падения самолёта, — сообщила Светлана Петренко, отметив, что найденные два бортовых самописца — параметрический и речевой — находятся в удовлетворительном состоянии и отправлены для расшифровки в МАК.

— Содержание записей самописцев позволит экспертам МАК детально восстановить историю полёта и установить причину крушения, — заявили в СК РФ.

Официальный представитель СК РФ Светлана Петренко отмечает, что в ходе предварительного следствия будут проверены все версии, в том числе исследованы деятельность авиакомпании, техническое состояние воздушного судна, уровень профессиональной подготовки пилотов и факты прохождения ими необходимого обучения.

Фото: © РИА Новости

Между тем опрошенные Лайфом эксперты считают, что лайнер Ан-148 мог потерпеть катастрофу из-за неисправности двигателя, возможного обледенения, некачественного топлива или ошибки пилотов — пресловутого человеческого фактора.

Специалист Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова (ЛИИ) рассказал, что нельзя исключать и такую версию, что сотрудники аэропорта Домодедово, проводившие предполётную подготовку Ана, дозаправили его топливом, но забыли влить в керосин специальную жидкость для двигателей "Арктик", это что-то вроде автомобильной незамерзайки. Именно поэтому один за другим двигатели могли выйти из строя, предполагает эксперт.

— Причиной остановки двигателей самолёта Ан-148 могла стать и так называемая ошибка новичков. Двигатели у самолёта отказали из-за того, что лётчики просто при взлёте забыли включить электронасосы подкачки топлива, — рассказал Лайфу один из специалистов Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова (ЛИИ).

Эксперты не исключают, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу два двигателя лайнера. В горючее могла попасть вода, которая, замерзая при отрицательных температурах, пере­крыла проход топлива через фильтры.

Как свидетельствует аудиозапись переговоров пилота с диспетчерским пунктом, сообщений о каких-либо проблемах с самолётом диспетчерам не поступало, не было слышно и криков отчаяния, свидетельствующих, что экипаж внезапно попал в чрезвычайную ситуацию. Самолёт просто не отвечал на запросы, которые в последние десятки секунд ему направляли уже и с соседних аэродромов, в том числе с Жуковского.

Фото: © РИА Новости

При этом радары зафиксировали некоторую странность в поведении самолёта непосредственно перед падением. Набрав высоту примерно в 1800 метров и скорость около 600 км/ч, лайнер неожиданно резко нырнул вниз до 1500 метров, затем набрал прежнюю высоту и сразу же рухнул на землю. Последний раз он был виден на экранах диспетчеров в 14:27 на высоте около 900 метров.

В СК РФ не исключают, что причина трагедии может быть связана с некачественным топливом. Если это так, то при взлёте Ан-148, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей. Эксперты уже взяли пробы топлива, которым самолёт был заправлен в аэропорту Пензы, откуда прибыл утром 11 февраля 2018 года в столичный аэропорт Домодедово.

Специалисты проверят качество топлива и дадут заключение, могло ли оно повлиять на работу самолёта и привести к трагедии.

Сотрудники Следственного комитета проводят следственные действия в аэропорту Пензы в рамках расследования причин крушения пассажирского самолёта Ан-148 в Подмосковье.

Фото: © РИА Новости / Марина Лысцева

Как сообщает телеграм-канал Mash, упавший в Подмосковье самолёт Ан-148 в день крушения успел совершить рейс из Пензы в Москву. В 6:30 утра борт "Саратовских авиалиний" вылетел из Пензы в Москву. Днём борт поднялся в небо в направлении Орска, но рухнул практически сразу после взлёта из Домодедово.

Пробы топлива фирмы "Оптан Саранск" отправят в лабораторию, чтобы понять, могло ли оно привести к сбоям в работе двигателей самолёта и, как следствие, к катастрофе.

Кроме того, следователи проверяют данные, что Ан-148 прошёл дозаправку топливом в аэропорту Домодедово.

По предварительным данным, результаты экспертизы будут готовы через два-три дня.

Фото: © РИА Новости/Илья Питалев

Кроме топлива причиной остановки двигателя Ана, по словам авиационного эксперта Сергея Крутоусова, мог стать помпаж двигателя.

— Эта неполадка представляет собой утрату устойчивого течения потока воздуха через турбину, что приводит к разрушению мотора, — рассказал Лайфу эксперт Сергей Крутоусов.

— Нельзя исключать, что причиной помпажа двигателя стал тот факт, что пилот лайнера при взлёте мог вывести Ан за пределы траектории, в результате чего на мотор добавились дополнительные нагрузки, что привело к поломке, — считает Крутоусов. — В двигателе оказались повреждены лопасти из-за усталости металла, или во время набора высоты в двигатель попала птица или ещё какие предметы. Двигатель заглох, а второй просто не вытянул лайнер на взлёте.

Фото: © L!FE SHOT

Не исключают эксперты и человеческий фактор.

— Командир лайнера Ан-148 Валерий Губанов мог отказаться от обработки самолёта противообледенительной жидкостью из-за экономии средств авиакомпании, так как обработка стоит около ста тысяч рублей. Однако Росавиация должна прописать в правилах эксплуататора воздушных судов указания, что командир лайнера обязан обрабатывать самолёт противообледенительной жидкостью, — говорит Сергей Крутоусов.

Напомним, что Ан-148-100В бортовой номер RA-61704 рейс 6W 703 Москва — Орск вылетел из аэропорта Домодедово в 14:24. Полёт длился три минуты. Всё это время экипаж не проявлял никакого беспокойства. В 14:27 лайнер пропал с радаров и рухнул в Раменском районе Подмосковья.