Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Регион
27 февраля 2018, 06:30

Берегись автомобиля. Как мошенники наживаются на покупателях бэушных машин

Даже когда вы покупаете машину в дилерском центре с хорошей репутацией, может оказаться, что она в залоге у банка. Вы не успеете прокатиться на автомобиле — его придётся тут же отдавать.

Фото: © Shutterstock.com

Фото: © Shutterstock.com

19 февраля суд в Башкортостане рассмотрел дело по иску "Кредит Европа банка" к местному жителю. Тот купил автомобиль, но оказалось, что он был в залоге у банка по кредиту одного из предыдущих владельцев. Банк выдал ему 360 тыс. рублей на два года. Заёмщик через некоторое время перестал платить.

Банк подал иск, и суд вынес решение — принудительно взыскать долг. И тут выяснилось, что у заёмщика уже нет автомобиля. Причём машина была продана по цепочке целых три раза. И последним "счастливчиком" стал Пётр (назовём его так). Банк потребовал, чтобы Пётр отдал машину. И суд согласился с этим — автомобиль был изъят, и его теперь должны продать на публичных торгах. Вырученная сумма потом будет передана банку.

Пётр в суде говорил, что "купил машину у женщины через "Авито", документы были на неё оформлены". Никакого подвоха он не заметил, "оформляли договор купли-продажи в письменном виде, через несколько дней поехал и <…> поставил на учёт".

Фото: © pexels.com

Фото: © pexels.com

Но суд не посчитал эти оправдания серьёзными. Пётр "при заключении договора <…> не проявил необходимую степень заботливости и разумной осмотрительности", решил суд. Ведь есть "общедоступный способ" проверить информацию об автомобиле — нужно всего лишь зайти на специализированный сайт и ввести VIN-номер машины.

Мошенники прокатят с ветерком

Сайт, на котором можно проверить VIN-номер машины (им управляет Федеральная нотариальная палата), появился 3,5 года назад. В реестре более двух миллионов записей о залоге авто.

Казалось бы, вот оно — решение проблемы. Но в судах с начала 2018 года успели рассмотреть десятки дел о залоговых авто, которые были проданы и перепроданы (иногда много раз).

Фото: © РИА Новости / Михаил Мордасов

Фото: © РИА Новости / Михаил Мордасов

— В первую очередь это юридическая неграмотность, — сказал председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин. — К тому же наверняка цена низкая, это кажется выгодным предложением, хочется купить машину подешевле. И люди не задумываются о необходимых вещах, которые нужно сделать при покупке автомобиля. В последние два года таких жалоб стало меньше. Я думаю, это связано с тем, что было много подобных случаев, и о них говорили, писали. Люди стали внимательнее. Но всё же мы продолжаем получать такие жалобы регулярно.

Нехорошая машина

Бывает, банк по каким-то причинам не вносит залоговую машину в реестр, а заёмщик её продаёт. То есть, предположим, Пётр из нашего примера пробивает машину в реестре — всё оказывается в порядке. А через два месяца ему приходит повестка в суд и он узнаёт, что машина всё-таки заложена и банк хочет её отобрать. Но это уже проблемы банка — это его сотрудники не сделали вовремя запись в реестре. В этом случае машина останется у Петра.

Чтобы полностью обезопасить себя от таких проблем, нужно не просто пробить машину, но также обратиться к нотариусу за специальной выпиской из реестра.

Проверять авто нужно именно на официальном портале. В последнее время появились агентства, которые предлагают аналогичный сервис, но за деньги. Информация этих источников может оказаться неверной, к тому же вы заплатите деньги за то, что полагается бесплатно.

Что же делать человеку, если он купил залоговый автомобиль, а потом банк всё отобрал? Подавать иск к продавцу — пусть отдаёт обратно деньги. Причём такой иск можно подать сразу, как только вы поняли, что авто в залоге, не дожидаясь, пока банк начнёт действовать.

13 февраля суд в Ярославской области рассмотрел такое дело. Местный житель Нияз Гулиев купил б/у автомобиль за 225 тыс. рублей. Прежний владелец не сказал, что машина в залоге у Сбербанка.

Вообще, "пробег" автомобиля оказался полным приключений. Его купила в кредит местная жительница по фамилии Баусова. Платить кредит перестала, а машину продала Егоровой. Сбербанк тут же объявился и потребовал, чтобы авто у Егоровой отобрали и выставили на публичные торги. Егорова сразу же продала нехорошую машину Лебедеву. Лебедев продал её Садовникову. Садовников — Анисимову. Тот потом продал её обратно Садовникову (видимо, как-то договорились, когда выяснилась правда о залоге). И вот, наконец, Садовников продал авто Гулиеву.

Суд встал на строну Гулиева, и договор купли-продажи был расторгнут. Причём на этот раз судья не озвучивал претензий из серии: покупатель должен был сам о себе позаботиться и заглянуть в реестр залогов. То есть судебная практика разнообразна и раз на раз не приходится.

Фото: © РИА Новости / Алексей Куденко

Фото: © РИА Новости / Алексей Куденко

Как отметил юрист Константин Трапаидзе, человека, который продаёт машину и скрывает от покупателя, что она в залоге, можно смело назвать мошенником. Если подать против него иск, то его можно привлечь к ответственности в том числе по статье 159 Уголовного кодекса ("Мошенничество").

— Ответственность будет зависеть от суммы причинённого ущерба, но, скорее всего, он отделается условным сроком, — сказал юрист.

Возможно, именно из-за небольшого наказания пострадавшие редко настаивают именно на том, что это мошенничество. Они обычно требуют просто признать сделку недействительной и хотят получить назад деньги.

Подвох для покупателя — в том, что по документам, которые даёт ему продавец, может быть всё чисто. Конечно, паспорт транспортного средства (ПТС) можно и подделать, но обычно этого даже не требуется.

Как правило, ПТС залогового автомобиля хранится в банке. Но заёмщик может, например, заказать в ГИБДД дубликат ПТС, сказав, что оригинал потерялся. Некоторые банки, впрочем, и не забирают паспорта себе.

Сотрудники ГИБДД не обязаны пробивать автомобиль в реестре залогов. Поэтому они, скорее всего, спокойно зарегистрируют машину на нового владельца.

Никто не виноват, но машину отдай

Гаишники могут отказать вам в регистрации, например, если банк через суд уже пытается взыскать автомобиль. Так было с жителем Самарской области Сергеем (условное имя, в решении суда от 12 февраля указаны инициалы). Кстати, он купил машину не с рук, а в "Автоцентре-Тольятти-ВАЗ". За авто "Лада-Калина" он заплатил 225 тыс. рублей.

Через несколько дней он обратился в ГИБДД, но ему отказали в регистрации автомобиля "по причине действующего запрета на регистрационные действия по иску ПАО "Сбербанк России".

Оказалось, что автомобиль в залоге у Сбербанка, а заёмщицей была некая Суслова. История у этого автомобиля ещё более драматичная, чем у предыдущего.

Подробно эту санта-барбару было бы слишком долго описывать. Но если вкратце, то, очевидно, с машиной сначала было что-то не так, и "Автоваз" её отозвал (в материалах дела сказано, что "автомобиль подлежит возврату заводу-изготовителю на основании приказа АО "Автоваз"). Что было потом с Сусловой — непонятно (возможно, тогда она получила взамен другую машину), но это и не важно. Важно, что центр продал этот залоговый автомобиль новому покупателю, этот человек в итоге пострадал, а суд его не поддержал.

Проверка номера кузова автомобиля в пункте регистрации автотранспорта в ГИБДД УВД. Фото: © РИА Новости / Игорь Зарембо

Проверка номера кузова автомобиля в пункте регистрации автотранспорта в ГИБДД УВД. Фото: © РИА Новости / Игорь Зарембо

"Истец имел право при намерении приобрести автомобиль заблаговременно проверить наличие или отсутствие обременения на автомобиль (зарегистрированных залогов), что является общедоступной информацией", — говорится в решении суда.

Интересно, что в этой истории, по версии суда, нет виноватых: в автоцентре якобы не знали, что автомобиль в залоге.

Как сообщалось, МВД объявило, что с 1 июля 2018 года будет прекращено оформление бумажных паспортов транспортных средств (ПТС). Документы будут выдаваться в электронном формате. В электронных ПТС будут в том числе сведения о залогах.

Эксперты верят в то, что это поможет решить проблему, но, как показывает практика, нередко инициативы очень медленно становятся реальностью. Например, давно говорится об электронных медицинских картах, но отнюдь не у всех они есть. То же самое с телемедициной: закон о ней уже вступил в силу, но подзаконные акты до сих пор готовятся, так что ничего, по сути, не работает.

Подписаться на LIFE
  • yanews
  • yadzen
  • Google Новости
  • vk
  • ok
Комментарий
0
avatar