Ничего святого. Кто и зачем делает фейковые новости?
Коллаж © L!FE Фото: © РИА Новости / Сергей Пятаков / Александр Кряжев, pixabay.com
Всю эту скорбную неделю большинство россиян читали новости, сдерживая или не сдерживая слёзы. 41 ребёнок и 23 взрослых погибли в страшном пожаре в Кемерове.
В соцсетях всё стало чёрным, как дым, который там, в торговом центре, убивал тех, кого ещё не успел убить огонь. Чёрные аватарки, чёрные фото со свечой, чёрные картинки со словами "Дети, простите". И новости становились всё "чёрнее". Ищут, но уже только мёртвых.
Но некоторым людям (хотя людьми их можно назвать только по физическим признакам, но человечности в них нет) показалось, что всего этого мало. И что нужно подлить масла в новости о кемеровском огне.
И вот в соцсетях появились фейки. Главный из них: оказывается, жертв не десятки — а сотни! Но якобы сотрудникам МЧС приказано это скрывать. По соцсетям и мобильным приложениям разошлись аудиозаписи, где анонимные мужчина и женщина рассказывали про горы трупов. Кто записал эти файлы, до сих пор неизвестно.
А сам миф о сотнях трупов, как выяснилось позже, запустил украинский пранкер Евгений Вольнов (настоящее имя — Никита Кувиков). Это был розыгрыш: пранкер позвонил в морг Кемерова, представившись сотрудником МЧС, и спросил, сколько там свободных мест. Узнав, что их около 70, Кувиков стал возмущаться и говорить, что трупов гораздо больше — около 300.
Сотрудники морга, конечно, были шокированы этой информацией и наверняка стали рассказывать о звонке своим знакомым, так что слух распространился.
Также пранкер звонил чиновникам Кемерова и, представляясь сотрудником администрации президента, требовал убрать цветы и игрушки, которые жители принесли к торговому центру в память о погибших. Свой стрим Кувиков назвал "Угораем с Кемерово".
Евгений Вольнов
пранкер
Следственный комитет России уже возбудил уголовное дело в отношении Кувикова — по статье "Возбуждение ненависти или вражды". В ближайшее время пранкер будет объявлен в розыск.
К сожалению, известные российские блогеры подхватили фейковые новости и стали их активно распространять. СМИ обязаны проверять информацию, которую публикуют, — они несут за это ответственность. А для блогеров ответственность в законодательстве сформулирована не так чётко. Поэтому у них часто нет тормозов.
Уoutube-блогер Николай Соболев опубликовал ролик, где сказал, что власти замалчивают реальные масштабы трагедии. В качестве доказательства Соболев привёл анонимные аудиозаписи из мессенджера WhatsApp.
Блогеры из проекта "Немагия" Михаил Печёрский и Алексей Псковитин в своем видеоролике заявили о 174 трупах, сославшись на такие же источники.
Многие медийные личности также поучаствовали в распространении лжи. И потом пожалели об этом. Среди них — телеведущая Ксения Бородина.
— Самое мерзкое в этой трагедии то, что появились десятки людей, которые пытаются нажиться на нашем горе и придумывают различные небылицы. На такой фейк попалась и я. Когда у тебя миллионы подписчиков, считаю, что нужно ещё сильнее осознавать ответственность. Поэтому признаю свою ошибку, — написала Бородина в своём "инстаграме" в подписи к подборке фотографий погибших.
Как сообщалось, СМИ составили список блогеров, устроивших пиар на жертвах пожара в Кемерове.
Были, впрочем, и другие выдуманные новости, но они не так хорошо разошлись. Сообщалось, что якобы это был теракт и мужчина в чёрном метнул в сторону детской комнаты взрывное устройство. На самом деле это был консультант магазина "Остин", который спас из торгового центра 30 детей.
Масштаб дезинформации был такой, что президент Владимир Путин попросил главу СКР Александра Бастрыкина принять меры.
27 марта 2018. Президент РФ Владимир Путин во время минуты молчания в память о погибших при пожаре в торговом центре "Зимняя вишня" в Кемерове. Слева направо: губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло и министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков. Справа — председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Фото: © РИА Новости / Алексей Дружинин
— ...Мы видим, что, к сожалению, идут вбросы через социальные сети, в том числе из-за границы, для того чтобы посеять и панику, и посеять недоверие, столкнуть людей между собой, — сказал президент. — Вот этого, безусловно, нельзя допустить ни при каких обстоятельствах.
Цель — политика и деньги
Политический аналитик Руслан Осташко отметил, что фейковые новости создаются обычно для политической выгоды.
— Любой инцидент может использоваться властью для своего укрепления, а противниками власти — для борьбы с ней. В случае с Кемеровом оппозиция пыталась максимально использовать ситуацию, чтобы раскачать её против власти.
Кстати, по данным расследования журналиста Олега Лурье, пранкер Вольнов — хороший знакомый Навального. Как сообщалось, в сентябре 2016 года Вольнов совместно с Навальным, журналистом и политтехнологом Станиславом Белковским и националистом Дмитрием Дёмушкиным участвовал в рекламной кампании, чтобы провести в Госдуму другого националиста — Вячеслава Мальцева.
При этом новость о сотнях трупов Навальный тоже распространял. Он разместил у себя сообщение основателя сообщества MDK Роберто Панчвидзе, где говорилось о "350–400 погибших" со ссылкой на неназванных жителей Кемерова.
— Координаторы штаба Навального распространяли информацию, что свозят спецназ из других регионов, которому отдано распоряжение применять огнестрельное оружие, чтобы отгонять протестующих, — напомнил Руслан Осташко.
По его словам, каждая фейковая новость усиливает общий эффект.
— Сначала сообщается, что власть скрывает реальное количество погибших, — сказал он. — Затем говорится, что это не пожар, а теракт, значит, власти не защищают и завтра может рвануть в любом другом месте. Потом появляются фейки о разгоне протестующих.
Три фейка накладываются друг на друга, и "страх общества возрастает в сотни раз за короткий промежуток времени", отметил Осташко.
Вторая причина распространения фейков — желание нажиться. Пранкер Вольнов получил выгоду от своего жуткого розыгрыша. Как сообщалось, популярность его YouTube-канала выросла в 10 раз. До 26 марта количество новых просмотров на канале Вольнова не превышало 170 тысяч. Однако 26 марта их число резко увеличилось до полутора миллионов, а 28 марта — приблизилось к двум.
Максимальная монетизация канала Вольнова за этот период могла вырасти более чем в десять раз — с 663 долларов до восьми тысяч.
Российские блогеры, распространявшие фейки, конечно, тоже хотели набрать побольше просмотров на теме, которая всех волнует. Но в итоге это может им выйти боком, потому что они потеряют (или уже потеряли) доверие зрителей.
Как бороться с фальшивыми новостями
Фейки очень быстро распространяются. И не только в России. Как выяснили американские учёные, фейк разлетается по соцсетям на 70% быстрее, чем достоверная новость.
Как пояснил совладелец компании "Регистратор доменных имен РЕГ.РУ" Филипп Гросс, фальшивые новости очень просто создать и распространить.
— Есть службы, которые могут распространить новость на тысячи аккаунтов в "Твиттере", — сказал он. — При этом люди не привыкли заходить на официальные сайты и читать новости. Многим лень проверять то, что они читают, если их новость не касается лично.
Акция в Грозном в память о погибших в ТЦ "Зимняя вишня" в Кемерове. Фото: © РИА Новости / Саид Царнаев
— Чем ужаснее трагедия, тем больше люди примеряют её к себе. Они начинают думать, что такое может случиться и с ними, принимают прочитанное близко к сердцу, — сказал психолог Денис Кожевников. — Таким образом человек перестаёт критично относиться к услышанному и прочитанному. Люди верят в более страшную версию.
Раньше фейковые новости не были в нашей стране таким массовым явлением. Хотя единичные случаи, конечно, были. Например, руководитель проекта Алексея Навального по подготовке наблюдателей на президентских выборах Николай Левшиц опубликовал видео, на котором якобы запечатлён момент вброса бюллетеней в урну для голосования в Иркутске. Однако позднее выяснилось, что это видео появилось в Интернете за день до выборов, а значит, точно не могло отражать обстановку 18 марта, в день голосования.
В последние дни стали звучать предложения ввести наказание за фейковые новости.
— Сегодня происходят страшные вещи, когда на случившемся горе пытаются сделать некоторые вбросы и спекулировать на этом. Я считаю, что это такое же преступление, как допустили те, по вине кого случилась такая беда. За это нужно отвечать, — сказала сенатор Валентина Петренко.
Депутат Госдумы Виталий Милонов предложил даже сажать за фейковые новости.
Член Комитета Государственной думы РФ по международным делам Виталий Милонов. Фото: © РИА Новости / Максим Блинов
— У меня есть законопроект, который предполагает установление ответственности за фейковые подобные сообщения в соцсетях. На сегодняшний день это никак не регламентируется, — сказал депутат, комментируя действия украинского пранкера Евгения Вольнова, распустившего слух о 300 погибших в пожаре в "Зимней вишне".
Руслан Осташко отметил, что власти и сейчас могли бы более эффективно бороться с фейками, если бы уделили больше внимания этому.
— Распространить фейк легче, чем опровержение. Нужно работать опережающими темпами, — сказал он. — То есть до того, как фейк вброшен, нужно вести разъяснительную работу. В момент, когда появилась запись с версией о терроризме, чиновники должны были выступить с сообщением, где давалось бы опровержение или говорилось бы, что эта версия рассматривается и об итогах людям скоро сообщат.
— Люди не привыкли заходить на официальные сайты ведомств (МЧС, Следственный комитет и т.д) и читать там новости, — сказал Филипп Гросс. — Многим лень проверять то, что они читают, если их новость не касается лично. Если правительство хочет, чтобы население узнавало реальную информацию из первых рук, то в первую очередь нужно оперативно вести свои информационные порталы. Конечно, нужна и общественная реклама, которая бы говорила, что, если граждане хотят быть в курсе реальных новостей и событий, нужно заходить на официальные сайты.
Фейковые новости захватывают весь мир. Бороться с ними пытаются многие, и даже социальные сети. Сеть Facebook много раз заявляла, что примет меры для решения этой проблемы. Вместе с международной организацией по проверке фактов Poynter соцсеть планировала быстро давать оценку появившейся новости и, если она окажется фальшивой, не давать ей распространяться.
Но главное оружие в борьбе с фейками — у каждого из нас. Нужно знать несколько правил и не забывать включать логику. В первую очередь, настораживать должна анонимность. Не стоит доверять и только что появившимся сайтам (когда они появились, можно проверить с помощью сервисов whois (например, здесь).
Есть ли у статьи, которая вас заинтересовала, автор (или хотя бы раздел "О нас" на сайте)? Если блогеры кажутся вам свободнее, чем журналисты, которые могут быть скованы цензурой, помните, что эта свобода иногда превращается в безответственность. И, перед тем как сделать репост новости, обязательно подумайте, не играет ли кто-нибудь на ваших чувствах, подсовывая вам ложь.