"Прачечная" закрывается: ЕС внедрит в Молдове "антиотмывочные" меры
Конфликт России и Запада, обострившийся вследствие недавней провокационной высылки целым рядом европейских стран с подачи Великобритании российских дипломатов, в скором времени, судя по всему, перейдёт в стадию санкционного давления. Фактически все последние действия как американского руководства, так и британских властей приводят к тому, что риски для капитала с российским происхождением существенно повышаются, а также растут издержки при совершении "подозрительных" с точки зрения европейских и американских регуляторов транзакций с участием компаний, контролируемых российскими резидентами. В ряду стандартных мер по санкционным ограничениям на финансовых рынках особенно выделяется политика ЕС в отношении стран, находящихся на европейской периферии и традиционно выступавших своеобразными финансовыми хабами для российских капиталов.
Достаточно жёстко зачищается в настоящий момент банковская система в Прибалтике — достаточно вспомнить нашумевшую историю с латвийским банком ABLV, который попал под удар американских регуляторов в немалой степени, как отмечают эксперты, из-за использования банка в качестве перевалочной базы для финансовых активов из России.
Теперь, похоже, наступает очередь и Молдавии, которая долгие годы была одной из ведущих финансовых "прачечных" на постсоветском пространстве, — Европейская комиссия собирается запустить в стране специальную программу по внедрению европейских "антиотмывочных" стандартов, что может привести к уходу из республики крупных финансовых потоков, в том числе и из России, традиционно использующих такое "преимущество" местной банковской системы, как минимальные требования к прозрачности финансовых транзакций и происхождению капиталов.
Фото: © REUTERS/Maxim Shemetov
Как следует из данных портала содействия иностранным государствам Европейского союза, Еврокомиссия планирует начать в Молдавии реализацию масштабного проекта по усилению системы предотвращения и борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма. В рамках проекта средства ЕС планируется направить на усиление "операционных возможностей национального офиса по противодействию отмыванию денежных средств при антикоррупционном центре", а также усилить взаимодействие госорганов республики между собой и с международными партнёрами по вопросам пресечения "отмывочной" деятельности.
В качестве краткосрочных целей реализации нынешнего проекта Еврокомиссия видит в первую очередь приведение национального законодательства Молдовы в соответствие с так называемой 4-й Директивой Европейского союза по вопросам противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма. Следует отметить, что в понимании 4-й Директивы бенефициарами трастов будут считаться учредители, трасти, протектор, бенефициары и любые лица, имеющие контроль над трастом. Информация о них должна быть помещена в реестр, если траст создаёт налоговые последствия в той или иной юрисдикции. Также могут быть проконтролированы сделки между взаимосвязанными лицами одного бенефициара. Дополнительно можно будет проверить уплату налогов на пассивные доходы от незадекларированных компаний.
Помимо этого Евросоюз намерен существенно усилить в Молдове подразделения финансовой разведки, которая должна по задумке авторов программы занимать "более проактивную позицию в отношении обвинений в отмывании денежных средств, а также усилить режим превентивной блокировки подозрительных финансовых транзакций". В качестве среднесрочных целей проекта отмечается необходимость разработки в Молдове законодательства в соответствии с принципами Moneyval. Речь идёт о так называемом комитете экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег, который сам является одним из восьми региональных подразделений глобального механизма по борьбе с отмыванием финансовых средств.
Фото: © Pixabay
Примечательно, что помимо собственно банковской сферы субъектами новой программы по противодействию "отмывочной" активности должны, по мнению чиновников ЕС, стать казино, аудиторские компании, а также нотариусы и организации в сфере торговли недвижимостью. При этом в качестве ключевых факторов, подрывающих режим противодействия отмыванию денежных средств, в Молдове называется крайне высокая зависимость экономики от наличных денег, высокий риск транзита криминальных и непрозрачных по происхождению активов через банковскую систему республики, а также слабый контроль над товарами и капиталами, перемещаемыми через границу с Приднестровьем.
Следует отметить, что в рамках исполнения Молдавией своих обязательств перед ЕС в рамках имплементации законодательства о противодействии отмыванию денег меры по идентификации бенефициаров бизнеса, а также лиц, осуществляющих финансовые транзакции, должны применяться в случае регистрации новых юрлиц, проведения переводов от 20 тысяч молдавских леев и выше (эквивалент 70 тысяч рублей). Также идентификация будет требоваться при проведении серии транзакций на сумму от 300 тысяч молдавских леев (приблизительный эквивалент 1 миллиона рублей), в случае если у национального регулирующего органа возникнут подозрения о том, что эти транзакции каким-то образом связаны.
Фото: © REUTERS/Toby Melville
Необходимо указать на тот факт, что, по данным Международного центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), существовала целая схема отмывания российских денег именно через Молдавию и Латвию. Журналисты-расследователи назвали её молдавским "Ландроматом" — по мнению экспертов OCCRP, через систему молдавских и прибалтийских банков из России было выведено порядка 21 миллиарда долларов с 2011 по 2014 год. Схема включала в себя заключение фиктивных договоров займа между зарубежными фирмами-однодневками и российскими контрагентами, в результате чего российские фирмы выплачивали несуществующие долги через иностранные банки, минуя таким образом механизмы финансового контроля. Ключевыми участниками схемы был молдавский Moldindconbank и латвийский Trasta Komercbanka.
Фактически введение ручного управления молдавской финансовой системой по линии уполномоченных эмиссаров со стороны Еврокомиссии позволит Брюсселю более эффективно отслеживать прежде всего капиталы из России и постсоветского пространства, а также накапливать доказательную базу по подозрительным и потенциально коррупционным транзакциям, которые могут дать в руки ЕС, а затем и Соединённых Штатов довольно существенные козыри в вопросах санкционного давления и блокировок перемещения российских активов не только на пространстве Европейского союза, но и в целом в международной банковской системе. Судя по всему, "молдавский маршрут" вскоре вслед и за прибалтийским также закроется, став в силу повышения надзора и регулирования слишком токсичным с точки зрения дальнейших взаимоотношений со "старшими товарищами" официального Кишинёва.