3 августа 2018, 09:30

Пропаганда наизнанку. ЕС изучит российские СМИ и обучит местных журналистов

Коллаж © L!FE  Фото: © pexels.com, AP Photo/Geert Vanden Wijngaert

Читать на сайте Life.ru

Информационное противостояние Запада и России, усилившееся после событий 2014 года, судя по непрекращающейся русофобской истерике в американских и европейских СМИ, идёт не так, как хотелось бы заказчикам всей этой кампании. Многочисленные эксперты недаром указывают на тот факт, что США и Евросоюз имеют зачастую искажённое понимание внутрироссийских реалий и не всегда умеют работать с российской аудиторией. Судя по всему, частично ЕС эту проблему признал. Иначе как объяснить тот факт, что официальная дипломатическая миссия ЕС в Москве запускает специализированный мониторинговый проект российских СМИ, а также собирается расширить программу обучения российских журналистов "европейским ценностям".

Журналисты в пресс-центре. Фото: © РИА Новости / Елена Руско

В первом тендере, размещённом на специализированном портале госзакупок Европейского союза, планируется заказать медиаисследование и аналитику российских СМИ. Целью заявлено "снабжение официальных органов ЕС актуальным анализом российского медиапространства в социальном, экономическом и политическом контексте". Вопросы анализируемой повестки должны быть сгруппированы по степени важности, а также по различным "углам и точкам зрения".

Отмечается, в частности, что распространяемая российскими СМИ повестка важна для миллионов русскоговорящих граждан стран-членов ЕС в Эстонии, Латвии, Литве, Германии, Финляндии, а также стран Восточного партнёрства (Белоруссия, Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения). При этом в описании указывается на то, что важность мониторинга СМИ обусловлена "вызовами европейской безопасности", которые наступили после событий 2014 года.

Фото: © pexels.com

При этом в разделе, посвящённом описанию ситуации в российском медиапространстве, указывается, что "российские государственные или лояльные государству СМИ играют важную роль во влиянии на принятие решений, а также являются барометром, отражающим политику российских властей". Примечательно, что европейские чиновники фактически жалуются на то, что средства массовой информации в России изображают Евросоюз в негативном ключе. Прилагается и список СМИ для будущего мониторинга. Так, в разрезе телевидения будут анализироваться такие программы Первого канала, как "Воскресное время", "Время" (ежедневные вечерние выпуски) и "Время покажет" (с понедельника по пятницу). На телеканале "Россия 1" под наблюдение ЕС попадут программы "Вести недели", "60 минут", "Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым", "Специальный корреспондент". На НТВ — программа "Итоги недели", а также различные документальные фильмы по актуальным общественно-политическим темам.

Из радио Евросоюз заинтересовался только "Вести ФМ" и их программами "Полный контакт" и "Еврозона". При этом выбор онлайн-порталов для получения аналитики по России крайне специфичен. ЕС интересуют только три ресурса: Zona.media, Republic.ru и "Газета.ру". Учитывая как минимум однобокое освещение политической повестки в этих ресурсах (а в случае c Zona.media — и прямую аффилированность с российской несистемной оппозицией), ожидать объективного среза данных не приходится.

Фото: © РИА Новости / Кирилл Каллиников

Между тем в рамках второго тендера диппредставительство ЕС в России планирует выделить деньги на обучение российских журналистов, для которых собираются организовывать выездные семинары в Брюсселе, а часть мероприятий проводить в Москве на базе официальной дипломатической миссии ЕС. Причём подчёркивается, что семинары будут направлены на "журналистов федеральных изданий". Впрочем, набор тем стандартный: учить европейским ценностям, делиться медиаопытом — для чего будут приглашаться специалисты в области медиа из стран ЕС и т. п. Всего на оба проекта планируется выделить более миллиона евро из общеевропейского бюджета.

Европейские чиновники сетуют на плохое отношение к ЕС в российских СМИ, однако при этом сами запускают откровенно враждебные программы по противодействию "фейковым новостям", якобы исходящим из России. В частности, речь идёт о так называемой Группе высокого уровня по противодействию фейковым новостям (High Level group on Fake News). В описании программы указывается, например, что группа будет разрабатывать для Еврокомиссии методы противодействия "гибридным угрозам" со стороны России, анализа существующей законодательной базы в ЕС по противодействию пропаганде и разработке новых мер по ограничению распространения "фейковых новостей". Как отмечается в описании, в обновлённой Стратегии кибербезопасности, принятой в ЕС в сентябре 2017 года, особое внимание уделяется поддержке усилий третьих стран, в первую очередь соседей России в Восточной Европе, в их усилиях по борьбе с киберугрозами, исходящими от Москвы.

Фото: © Shutterstock.com

В рамках Группы высокого уровня будут также определяться стандарты для европейской прессы в контексте борьбы с ложными сообщениями, разжиганием экстремизма на площадках социальных медиа, а также разработки технологических инструментов для борьбы с российскими интернет-троллями. Особо подчёркивается, что в процессе разработки рекомендаций для Еврокомиссии группа должна проводить дифференциацию между новостями, являющимися прямым нарушением закона (призывы к терроризму, оскорбления на почве расовой и религиозной неприязни) и просто "ложными" новостями, которые поступают в ЕС извне и формально не подпадают под законодательное регулирование.

При этом новый цензурный орган также должен будет оценить эффективность "добровольных" мер, применяемых некоторыми онлайн-порталами. Продвижение таких "добровольных" ограничений содержалось в докладах аналитических центров, близких к Еврокомиссии, и фактически представляет вариант мягкой цензуры, при котором СМИ предлагается на первоначальном этапе самостоятельно определять степень достоверности информации и вмешательства "российских троллей". Следует отметить, что работа группы стартует в январе 2018 года.

Европейские эксперты, близкие к ЕС и финансируемые из общеевропейских фондов, также ведут пропагандистскую работу, направленную на введение специализированных цензурных ограничений против России. В докладе спонсируемого Евросоюзом аналитического центра "Европейские ценности" и Национального фонда в поддержку демократии, признанного нежелательной в России организацией, отмечается, что для борьбы с "российской дезинформацией" в Европе необходимо активно воздействовать на онлайн-СМИ, которые переживают бум перетока аудитории по мере угасания традиционных медиаисточников получения информации.

При Генеральном директорате по внешним делам Европейской комиссии действует и специальное бюро, основной задачей которого также является противодействие "российской дезинформации". Через специальный портал бюро за первые 10 месяцев своей работы еженедельно отправляло напрямую информацию более чем 18 тысячам русскоговорящих подписчиков.