Плохая реклама: впервые разбился самый дорогой истребитель в мире
В США потерпел крушение новейший самолёт пятого поколения F-35B. Что известно об аварии и как это повлияет на продажи истребителя-бомбардировщика, разобрался Лайф.
Фото: © Pacific Air Forces
28 сентября 2018 года в Южной Каролине потерпел крушение новейший многофункциональный истребитель-бомбардировщик F-35B Корпуса морской пехоты США. Авария произошла в Южной Каролине, неподалёку от базы морской пехоты Бьюфорт. Пилот катапультировался и согласно последним сообщениям жив. Стоит отметить, что это первое в истории крушение самолёта такого типа.
Слишком много F-35
За последнюю неделю казалось, что F-35 просто осваивает годовой бюджет на рекламу и PR. Об этих самолётах пятого поколения сразу появилось очень много информации. Впервые в своей истории F-35B Lightning II нанёс авиаудар по позициям боевиков в Афганистане. Удар был нанесён с палубы десантного корабля ВМС США USS Essex.
Затем появились новости о том, что Пентагон заказал у компании Lockheed Martin новую партию самолётов F-35 общей стоимостью одиннадцать с половиной миллиардов долларов, причём цена за один самолёт F-35A впервые упала ниже 100 миллионов долларов.
После стало известно о том, что F-35B впервые приземлились на палубу нового британского авианосца Queen Elizabeth.
И финалом такой ударной недели стала катастрофа в Южной Каролине.
Стоит отметить, что подобная авария — первая в истории истребителя F-35. При том что используется он уже давно, а в воздух поднялась не одна сотня машин. На июль 2018 года было произведено уже 305 боевых машин, а впервые F-35 поднялся в воздух в октябре 2000 года. Получается, что на восемнадцать лет испытаний и полётов это первая серьёзная авария с полной потерей самолёта.
Случались происшествия с этим самолётом и ранее, но более мелкие и не приводившие к потере самолёта. Например, в 2017 году F-35 Lightning II с авиабазы Кадена на японском острове Окинава прямо в воздухе потерял часть обшивки. Правда, пилот даже не заметил потери. О том, что отсутствует фрагмент обшивки размером 30х60 сантиметров, стало известно лишь после посадки.
В 2016 году случилось авиапроисшествие на взлёте, когда в хвостовом отсеке истребителя-бомбардировщика F-35 произошло возгорание, вызванное разрушившейся лопаткой турбины двигателя. Было и ещё несколько случаев. Но стоит признать, что, учитывая количество выпущенных самолётов, надёжность у F-35 просто потрясающая. А уж если учитывать, сколько критики этот проект получил изначально...
Дорогой, но популярный
Фото: © Flickr/Official U.S. Navy Page
Пока о причинах случившегося в воздухе над Южной Каролиной практически ничего не известно. Ждать реальных результатов расследования стоит не раньше чем через пару месяцев. Что интересно — авария произошла с модификацией F-35B, одной из самых сложных.
Всего самолёт F-35 имеет три основные версии F-35A (самый недорогой, закупленный Военно-воздушными силами США), F-35C (оснащённый гаком и увеличенной площадью крыла для посадки на авианосцы) и F-35B (его приобрёл Корпус морской пехоты США и Королевский флот Великобритании, c возможностью укороченного взлёта и вертикальной посадки).
Для этого самолёт оснащён поворотным соплом двигателя и специальным вентилятором в корпусе, позволяющим самолёту зависнуть в воздухе и медленно опуститься на палубу десантного корабля. Связана ли авария с модификацией самолёта — пока не известно, это ещё предстоит выяснить специальной комиссии. Стоит понимать, что произошедшее практически никак не повлияет на популярность этого самолёта у закупающих его стран.
В настоящее время F-35 различных модификаций стоят на вооружении в США, Великобритании, Нидерландах, Израиле, Австралии, Дании и других странах. Это самый многочисленный самолёт пятого поколения в мире, и, несмотря на множественные недоделки и проблемы, скорее всего, он останется таким в течение ближайшей пары десятилетий.
Фото: © Pacific Air Forces
Кроме проблем с топливным баком, о которых ранее сообщалось в прессе, F-35 до сих пор имеет множество недоработок и ошибок программного обеспечения. Всё ещё не готов специальный шлем для пилотов с элементами дополненной реальности и возможностью кругового обзора сквозь самолёт. Для того чтобы полноценно использовать ракетное вооружение, только что принятые машины должны дождаться нового программного обеспечения Block 4, а оно по плану появится лишь в 2021 году.
Да, это чрезвычайно дорогой самолёт, однако в настоящее время это единственное предложение в мире, когда к приобретению предлагается самолёт пятого поколения, имеющий значительный налёт и опыт использования.
В ожидании выводов
Поэтому далеко не самый красивый, недоделанный, регулярно критикуемый даже его владельцами (особенно в этом преуспела Австралия) самолёт продолжит летать, использоваться в боевых условиях, а главное — продаваться. Да, на такой длинной серии без потерь очень обидно ставить крест, но авария когда-нибудь должна была случиться.