Лёгкий способ остаться без авто и денег. Дилер из Петербурга выкупает автомобили за рубль
Новая машина — мечта для человека, который всю жизнь хотел сесть за руль. Правда, некоторые дилеры оказываются нечисты на руку — вместо обещанных скидок клиенты автосалонов получают головную боль, инсульты и проблемы с банком.
Фото © Getty Images
Джордан Белфорт плачет от зависти
Несколько лет назад в Москве Федеральная служба безопасности совместно с коллегами из МВД устроила рейд по автосалонам, которые проворачивали так называемую серую схему продажи. Когда клиент звонил по телефону в автосалон, вежливый менеджер подтверждал, что такой автомобиль действительно есть и он (о чудо!) остался всего один. Для того чтобы его забронировать, нужно всего лишь приехать и оставить предоплату. Для самых нетерпеливых клиентов, которые хотели приобрести бюджетную иномарку прямо здесь и сейчас, составляли договор предоплаты. Важно понимать, ничего общего с договором купли-продажи эта бумажка не имела. Конечно, чек и все остальные документы готовили как полагается, однако сразу после этого начиналось целое представление.
Внезапно сразу после получения предоплаты менеджер делал удивлённые глаза и "узнавал", что, оказывается, эта машина уже продана. Но тут же успокаивал клиентов, утверждая, что есть совершенно такая же машина и она поступит буквально сегодня. Подождать нужно всего-то несколько часов. Клиент со спокойным сердцем соглашается подождать, а в это время менеджеры и не думают продавать ему никакой машины. Ловушка заключается в том, что на площадке автосалона в это время появляется точно такой же автомобиль, который клиенту начинают продавать как машину в более дорогой комплектации. Схема развода всегда одна и та же, и дежурные фразы не меняются много лет.
"Вы знаете, машины в такой комплектации, как у вас, закончились", "Есть такая же, но только с ковриками, сигнализацией, каско и шкурой инопланетянина вместо обычной ткани". Причин может быть масса. Но это не главное. Главное, что одна и та же машина, в которой даже может не оказаться описанных дилером "допов", дорожает в несколько раз. Но из Москвы худо-бедно таких аферистов с помощью правоохранительных органов в основном выдавили. Редкие, единичные случаи развода юридически неграмотных москвичей — это скорее исключение из правил. Но вот в регионах торговля "логанами" за миллион" идёт вовсю. К примеру, в Челябинске одной из покупательниц автомобиля "Рено-Сандеро" гении продаж умудрились продать сигнализацию, карту помощи на дороге и коврики, которые не подходят к этой модели... за 230 тыс. рублей.
Но и это не самое удивительное. Главная возможность зарабатывать для таких автосалонов — бонусы от банков. Специалисты по кредитованию, которые сидят прямо в автосалонах, сначала заманивают клиентов низкими ставками — чуть ли не под два процента годовых. Правда, когда на подпись клиентам кладут настоящий договор, где указана полная стоимость, выясняется, что не только подорожал сам автомобиль, но и существенно выросли проценты по кредиту за четыре колеса и двигатель. "Нормальная" ставка для таких салонов — 20%, из которых свою долю получает непосредственно автосалон. Сам Волк с Уолл-Стрит, обдуривший миллионы американцев на ценных бумагах, зарыдал бы от такой дерзости.
Филиал Мордора
Попытки склонить клиента к подписанию "предварительного договора", затягивание сроков и постоянное отсутствие машин в наличии — верный признак автосалона, в котором клиента кинут на деньги с вероятностью в 99,9%. Важно понимать, что брать с собой на оформление любых бумаг нужно опытного юриста, который не просто постоит рядом с серьёзным видом, но и проверит все бумаги. Но даже опытный юрист не всегда поймёт, что дело пахнет настоящим разводом. К примеру, "принять автомобиль в счёт скидки" — любимая практика разводил под ширмой официального дилера. Один из пострадавших от такой схемы в Санкт-Петербурге, Фёдор Иванов (имя и фамилия изменены по соображениям безопасности героя материала), рассказал Лайфу о своих приключениях.
Я привёз им свою машину. Её оценили в 200 тыс. рублей. Эти деньги должны были пойти в счёт скидки на новый кроссовер KIA. Я приехал на следующий день за новой машиной. Мою старую уже куда-то перегнали. Когда дали на подпись документы по новой машине, выяснилось, что мне туда посчитали финансовые инструменты — страховку какую-то, страховку на страховку, карту помощи на дорогах, дешёвую сигнализацию мне поставили, хотя я не просил. И всё это "добро" оценили примерно в 300 тыс. рублей. Я отказался новую покупать в такой конфигурации и потребовал обратно свою старую машину. На это мне ответили, что вернуть старую невозможно, а новую машину без "допов" мне не продадут.
Я привёз им свою машину. Её оценили в 200 тыс. рублей. Эти деньги должны были пойти в счёт скидки на новый кроссовер KIA. Я приехал на следующий день за новой машиной. Мою старую уже куда-то перегнали. Когда дали на подпись документы по новой машине, выяснилось, что мне туда посчитали финансовые инструменты — страховку какую-то, страховку на страховку, карту помощи на дорогах, дешёвую сигнализацию мне поставили, хотя я не просил. И всё это "добро" оценили примерно в 300 тыс. рублей. Я отказался новую покупать в такой конфигурации и потребовал обратно свою старую машину. На это мне ответили, что вернуть старую невозможно, а новую машину без "допов" мне не продадут.
Фёдор Иванов
Как раз здесь, как отмечает Фёдор, и удалось вспомнить, что старый автомобиль по договору компания "Дакар", печально известная своим отношением к клиентам, купила за один рубль. На все дальнейшие претензии, по словам Фёдора, менеджеры смеялись в лицо и утверждали, что "можете писать что угодно, нам ничего не будет". После того как Фёдор несколько дней подряд разбирался с автосалоном, "Дакар" пошёл на попятную и согласился продать именно ту машину, какая была нужна клиенту. Но... ПТС на автомобиль, который был нужен покупателю, внезапно "потерялся" на две с лишним недели.
Я начал шуметь в официальной группе KIA во "ВКонтакте", поднял вой буквально под каждым постом. И со мной в итоге связались из KIA. Разобрались и узнали, что я оплатил машину две недели назад и до сих пор её не получил. Тут же вызвонили дилеров — и понеслось. По времени, чтоб вы понимали, в десять утра я начал скандалить и шорох по группе наводить. В 13 часов мне уже перезвонили из автосалона, а в 17 я уже забирал свою машину, на которую и ПТС нашёлся сразу, и всё остальное
Я начал шуметь в официальной группе KIA во "ВКонтакте", поднял вой буквально под каждым постом. И со мной в итоге связались из KIA. Разобрались и узнали, что я оплатил машину две недели назад и до сих пор её не получил. Тут же вызвонили дилеров — и понеслось. По времени, чтоб вы понимали, в десять утра я начал скандалить и шорох по группе наводить. В 13 часов мне уже перезвонили из автосалона, а в 17 я уже забирал свою машину, на которую и ПТС нашёлся сразу, и всё остальное
Фёдор Иванов
При этом, как говорит Фёдор, "Дакар" не случайно продаёт автомобили именно в кредит. На этих финансовых инструментах, по мнению Фёдора, автосалон зарабатывает основную часть денег. Как именно деньги от внезапно увеличившихся кредитов и ценника на автомобиль оседают на счетах "Дакара", он не знает. Ну хорошо, история с Фёдором может быть действительно случайной. Но отзывы об автосалонах "Дакар", причём какого бы бренда ни касалась история, весьма печальны. К примеру, один из наиболее частых отзывов (который больше похож на крик отчаяния) касается наличия автомобилей. Уже состоявшиеся или потенциальные клиенты автосалона в Санкт-Петербурге пишут, что работать с этим дилером практически невозможно.
Скриншот © Otzovik.com
Клиенты сетуют, что невозможно не только дождаться автомобилей в наличии, но и нет никакой гарантии, что привезённый автомобиль окажется именно таким, какой оплачивали. При этом главный атрибут развода при покупке (так называемый "предварительный договор") заключается с каждым клиентом в обязательном порядке. Об этом, в частности, пишут в отзывах клиенты автосалона.
Скриншот © Otzovik.com
Разумеется, юридически "предварительный договор" составлен так, что изменить его продавец автомобилей может по собственному усмотрению. Такая возможность записана в договоре чёрным по белому. Именно на основании этой бумаги конечная стоимость автомобиля может увеличиться на несколько сотен тысяч рублей.
Скриншот © LIFE
Столкнувшиеся с особенностями работы дилера "Дакар" отмечают, что неважно, о какой машине и за какую сумму идёт речь. Если автосалон поставил себе цель заработать, то добиваться этого менеджеры будут всеми доступными средствами.
Скриншот © Otzovik.com
Но справедливости ради стоит сказать, что клиенты сами виноваты, подписывая кабальные договоры. Покупка подержанного автомобиля за один рубль должна насторожить любого адекватного человека, но вера в человечность автодилера часто берёт верх. Впрочем, если почитать отзывы в официальной группе "Дакара" в социальных сетях, можно найти много интересного. Например, копию договора покупки автомобиля клиента за один рубль. Элегантный способ уйти от уплаты налогов.
Скриншот © LIFE
Впрочем, манера вести социальные сети у SMM-менеджеров "Дакара" тоже своеобразная. Там, в общем, и не скрывают, что фактически клиент "сам дурак" и подписывал все бумаги добровольно.
Скриншот © Vk.com / dacar_official
В общем и целом стоит отметить, что клиенты "Дакара" жалуются как в социальных сетях, так и на специальных сайтах, что основным заработком компании являются не автомобили, а финансовые инструменты. Сами машины, по мнению покупателей, выполняют роль завлекалочки, а когда клиент отдаёт дилерскому центру собственные деньги, начинается "игра в дурака". И закончить эту игру можно только через суд и обращение в полицию.