Штрафы станут в три раза выше. Минюст предложил жёсткие наказания для водителей-лихачей
Любителям быстрой езды нужно либо срочно продавать машину, либо закладывать пару сотен тысяч рублей на новые штрафы. Ездить быстро станет намного дороже, а самые недобросовестные рискуют даже сесть в тюрьму.
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
Ездить станет дороже
Министерство юстиции РФ представило новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). В новом документе министерство предлагает ужесточить наказание за превышение скорости движения. Но и без этого многие ограничения уже действуют на территории России с 1 января 2020 года. К примеру, купленные в автосалонах новые автомобили нельзя перевозить по городу без номеров. Сложность этой ситуации для простых водителей состоит в том, что вождение без номеров на новом автомобиле с точки зрения закона приравнивается к езде без регистрационных знаков и наказывается штрафом в размере 5 тыс. рублей или лишением прав на срок до полугода.
Фото © ТАСС / Ваганов Антон
Исправить эту ситуацию (пусть и неофициально) предложили автосалонам — самые клиентоориентированные продают автомобили, уже поставленные на учёт, а самые бдительные экипажи (и это, кстати, не только в Москве, но и в других городах) начали дежурить возле автосалонов. Кроме того, сложнее ездить без штрафов стало и тем, кто с помощью автомобиля зарабатывает себе на жизнь. Парковка во дворах для каршерингов и "газелей" с 1 января тоже под запретом. Если ограничение проигнорировать, наказание в виде 5 тыс. рублей не заставит себя ждать.
Штрафы — это хорошо?
Согласно данным статистики, каждая вторая смерть в автомобильных ДТП происходит за городом. Почти в половине случаев со смертельными ДТП речь идёт о столкновении, которое стало следствием превышения установленного лимита скорости. На протяжении многих лет в России существовал негласный, нигде не прописанный и нештрафуемый порог — до 20 километров в час. Этим пользовались многие водители, и большинство автомобилистов такой расклад устраивал. Правда, именно эти 20 километров в час отделяют жизнь от смерти — сила, с которой два автомобиля врезаются друг в друга, или сила, с которой сбивается пешеход, — две разные ситуации.
Фото © ТАСС / Пронин Андрей
В Европе и США штрафы за минимальное превышение отличаются как по размеру, так и по сути. Европейские полицейские штрафуют только в том случае, если превышение составляет пять и более километров в час. В Штатах всё проще: превышение установленной скорости хотя бы на километр в час — здравствуй, повестка в суд и 150 долларов в виде наказания. Чем грубее нарушение скорости, тем больше штраф. На практике это работает так, что получить штраф в 500 долларов просто за невнимательность — обычное дело для американских водителей.
Наш бывший соотечественник, а ныне офицер полиции в округе Orange County в Калифорнии Олег Марчук отмечает, что американцам свойственно постоянно превышать скорость, однако водители-рецидивисты в США — редкость.
Каждый последующий штраф за превышение оформляется с учётом ранее зафиксированных нарушений. Если человек нарушает постоянно, то в этом случае штрафы могут вырасти в два и даже в три раза. Отобрать права за это нельзя, но дело может дойти до ареста и даже исправительных работ, если самые простые методы воздействия не сработают
Каждый последующий штраф за превышение оформляется с учётом ранее зафиксированных нарушений. Если человек нарушает постоянно, то в этом случае штрафы могут вырасти в два и даже в три раза. Отобрать права за это нельзя, но дело может дойти до ареста и даже исправительных работ, если самые простые методы воздействия не сработают
Олег Марчук
Водители не оценят, но так нужно
"Какой русский не любит быстрой езды?" Эта поговорка в современных реалиях обрела новый смысл. В смертельных ДТП всё чаще стали погибать сразу все (или почти все) пассажиры автомобиля. И если в регионах это происходит в основном на магистралях, то в Москве средняя скорость движения по Третьему транспортному кольцу или по одному из многочисленных шоссе, расположенных в черте города, ограничена 80 километрами в час. Если сопоставить скорости двух встречных машин и учесть, что движение происходит в плотном городском потоке, то от мощного лобового удара, когда один из водителей, например, вылетает на полосу встречного движения, жертв может быть гораздо больше, чем на оживлённой трассе.
Фото © ТАСС / Бобылев Сергей
В конце декабря 2019 года стало известно, что вице-премьер Максим Акимов предложил отменить так называемый нештрафуемый порог за превышение менее чем на 20 километров в час. Как отмечают СМИ, эта мера может оказаться единственным эффективным инструментом для выполнения указа президента о снижении числа погибших на 100 тысяч населения — с текущих 11,6 до четырёх. Безболезненно для водителей такие штрафы не пройдут, и уже есть первые цифры по ожидаемой волне "писем счастья". Согласно самым скромным подсчётам, ужесточение наказания за нарушение ПДД только в первый год может спровоцировать увеличение количества протоколов с текущих 25 млн (общее количество) в Москве до 50 млн только по нарушениям скоростного режима. И это всего за год.
Не так страшно
С одной стороны, водители (совершенно точно) поднимут вой в соцсетях, а с другой стороны — через некоторое время сами перестанут нарушать. Если верить данным немецкого автомобильного клуба ADAC, европейский механизм по борьбе с нарушениями скорости работает исправно. Немецкие исследователи выяснили, что "денежное" наказание работает не только на ситуацию, но и на её профилактику. Тут, разумеется, надо учитывать, что первый штраф за превышение скорости в Германии — сразу 500 евро. За повторное нарушение — уже 1000 евро. За рецидив на регулярной основе можно лишиться и транспорта — такое практикуют в Италии и Великобритании.
Фото © ТАСС / Алеев Егор
При этом психологи и врачи отмечают, что повсеместно может быть использован и другой метод профилактики нарушений — визуальный. Врач-психотерапевт Владислав Сыркин говорит, что может сработать та же самая схема, что сейчас используется на пачках с сигаретами.
Можно на экранах или билбордах размещать те же самые надписи, что на пачках. Что-то вроде "Снизь скорость, сохрани жизнь". Как это точно будет выглядеть — поймём через полгода-год, если закон примут. То есть визуально данные о превышении скорости будут восприниматься как угроза, как опасность. Психика человека устроена таким образом, что даже злостный нарушитель будет замечать такие предупреждения
Можно на экранах или билбордах размещать те же самые надписи, что на пачках. Что-то вроде "Снизь скорость, сохрани жизнь". Как это точно будет выглядеть — поймём через полгода-год, если закон примут. То есть визуально данные о превышении скорости будут восприниматься как угроза, как опасность. Психика человека устроена таким образом, что даже злостный нарушитель будет замечать такие предупреждения
Владислав Сыркин
И хотя первый заместитель главы МВД Александр Горовой заявил, что смертность на дорогах России снизилась с 27,5 тыс. человек в 2009 году до 16,9 тыс. человек в 2019 году, ГИБДД и профильным министерствам ещё есть над чем поработать. Глава Госавтоинспекции Михаил Черников пояснил, что в 2019 году, по предварительным данным, смертность на дорогах России по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 7%. Кроме того, в ГИБДД давно работают над основными причинами ДТП с летальным исходом. Большая часть из них происходит на дорогах федерального значения. Около трети аварий связаны с выездом на полосу встречного движения, порядка 35–40% — наезды на пешеходов. Основной причиной этих ДТП является превышение скоростного режима. И как раз с этими нарушениями начнётся самая серьёзная работа.