Бизнес на карантине. Владельцы отелей и апартаментов теряют деньги из-за коронавируса
Вслед за рестораторами почувствовали на себе влияние коронавируса и российские отельеры. За две недели в марте столичные отели потеряли уже 50% выручки, отметил вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. Как справляются с убытками владельцы гостиничного бизнеса и собираются ли они снижать цены для российских туристов — разбирался Лайф.
Количество туристов в России, как и во всех странах мира, сократилось. Во всём виноват он — коронавирус. Люди в панике, избегают публичных мест, обучаются и работают теперь дома. Экономика падает, а за ней и российский бизнес.
Убытки, убытки и ещё раз убытки
Генеральный директор УК "РосинвестОтель" Кирилл Иртюга поделился с Лайфом своими наблюдениями. Он отметил снижение деловой и туристической активности — отменяются многие крупные бизнес-мероприятия, на которые рассчитывали отельеры. Кроме того, часть иностранных туристов, которые собирались приехать в Россию, снимают брони на летнее время.
В среднем из-за паники вокруг коронавируса количество броней в отелях на летние месяцы снизилось на 30% по сравнению с 2019 годом. Компенсировать потери пока достаточно сложно, поэтому нужно готовиться к тому, что рынок гостиничных услуг просядет на длительное время, до полугода
Кирилл Иртюга
В ИТ-компании "Эвотор" нам рассказали, что больше всего гостиничный бизнес пострадал в двух российских столицах — Москве и Санкт-Петербурге. По их данным, средний оборот мини-отеля в Москве в январе 2020 года снизился на 18%, а в феврале — на 16% (по сравнению с аналогичными периодами прошлого года). В Северной столице показатели гораздо хуже: средний оборот мини-отеля в январе 2020 года упал на 41%, а в феврале 2020 года — на 33%.
Среди регионов, в которых также серьёзно пострадал гостиничный бизнес, — Псковская, Нижегородская, Ярославская, Астраханская области, Красноярский, Пермский и Камчатский края.
Однако это уже не первый удар для российских отельеров после значительного сокращения туристов из КНР. Второй удар был нанесён 16 марта после ограничения авиасообщения со странами ЕС, говорит руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган.
Такое ограничение может стать несовместимым с продолжением деятельности при условии, что коронавирус не удастся победить в ближайшие пару-тройку месяцев. На высококонкурентном рынке в городах паломничества иностранных туристов, таких как Санкт-Петербург, Владивосток и Москва, многие игроки работали с минимальной маржей. И отсрочка даже на короткий период может привести к фатальным последствиям. Уже, по данным участников индустрии, в марте падение выручки достигло 50% к показателям предыдущего года, в то время как в остальных городах России загрузка номерного фонда понизилась на 20–30%
Михаил Коган
Помощь бизнесменам
Михаил Коган полагает, что анонсированное правительством решение позволить компаниям, связанным с туризмом, отсрочить налоговые платежи, может помочь, но не всем. Он также отметил, что, согласно оценкам Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО), может вырасти внутренний туризм на 7–10%. В такой ситуации вероятен демпинг, который может привести к снижению цен в среднем на те же 20–30%, а в обеих столицах вплоть до половины прежней стоимости. Согласно оценкам ФРиО, это будет эквивалентно потерям по туротрасли в целом в 100 млрд руб.
В связи с неопределённой обстановкой в стране и в мире Кирилл Иртюга пришёл к мнению, что летом стоимость проживания будет зависеть от ситуации с распространением коронавируса и мерами по его профилактике. Если раньше можно было наблюдать бронирование номеров и за полгода, то теперь, по его словам, срок будет короче, потому что потенциальные гости будут следить за ситуацией и бронирование станет более стихийным.
Ранее Лайф писал, как из-за коронавируса падают продажи в ресторанном бизнесе.